Обсуждены вопросы воссоздания исторического облика Александро-Невской лавры
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила Александро-Невскую Лавру 3 февраля и ознакомилась с ходом реставрационных работ. Ее встретили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий. Во встрече также приняли участие министр культуры РФ Ольга Любимова, губернатор города Александр Беглов, вице-губернатор Борис Пиотровский, заместитель директора департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Александр Вавилин, секретарь Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич.
Фото: Станислав Марченко
Гости осмотрели Александро-Невский храм на втором этаже Благовещенской церкви Лавры, который передали монастырю в 2021 году. Первый этаж, где находился храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, до сих пор находится в управлении музея городской скульптуры. Владыка Назарий обратил внимание губернатора, что Благовещенская церковь, хотя и не принадлежит пока полностью монастырю, составляет единый ансамбль с другими зданиями обители и необходимо вернуть ее стенам исторический цвет. В Александро-Невском храме владыка Варсонофий показал гостям место, где стояла серебряная рака с мощами святого князя Александра Невского до постройки в 1790 г. Свято-Троицкого собора. В храме проходят богослужения, по заказу Лавры разработан проект воссоздания иконостаса, соответствующего историческим временным и архитектурным канонам.
В Свято-Троицком соборе Лавры – основном объекте, на котором начались реставрационные работы – помощник епархиального архитектора Алексей Одинцов кратко рассказал о концепции воссоздания его интерьеров. В 2021 году был проведен комплекс научно-исследовательских работ по живописному оформлению, архитектурному и скульптурному убранству Троицкого собора. В настоящее время интерьер храма представляет собой смешение элементов отделки, как относящихся к разным периодам его оформления, так и никогда не существовавших. Реставраторы вернут интерьерам собора исторический облик XIX века, созданный академиком Федором Солнцевым.
«Мы можем говорить, что именно этот интерьер Свято-Троицкого собора дал начало русскому стилю и эпохе его формирования, — подчеркнул эксперт. — Долгое время предполагалось: то, что мы видим сейчас в храме – это все, что осталось на послевоенный период. Но данные из архива ГИОП показали — к 1934 году в наибольшей сохранности был интерьер именно академика Солнцева. Открытием стало, что колонны были выполнены под яшму и отвечали богослужебному значению в качестве золотых столпов, поддерживающих небесный свод. В свою очередь сам свод должен быть не такой черновато-коричневый, а голубой. К 2025 году мы должны вытянуть интерьер Троицкого собора на так называемую эпоху расцвета памятника 1862 года. Важной частью реставрационного процесса является также восстановление живописи, которая входит в предметы охраны».
Алексей Одинцов отметил, что Свято-Троицкий собор может быть тем объектом, в котором сохраняются и могут поддерживаться в нужном состоянии предметы из музейного фонда РФ. Ярким примером тому служит самое большое в России полотно кисти фламандского художника XVII в. Якоба Йорданса «Оплакивание Христа». Картина, подаренная Троицкому собору Лавры императрицей Екатериной II, в 2019 году экспонировалась в Эрмитаже и Пушкинском музее в Москве. Ее состояние было признано достойным музейными экспертами.
Помощник наместника Александро-Невской Лавры по реставрации Татьяна Афанасьева в беседе с журналистами рассказала, что в настоящий момент работы начались на шести объектах монастыря. В Троицком соборе комплексная научная реставрация не проводилась с 1950-х годов. Запланирована замена кровли, ремонт гидроизоляции и фундаментов, переборки стропильной системы, замена инженерных сетей, приспособление к современному использованию в части обеспечения собора системами необходимой противопожарной и других безопасностей. Ведутся работы по реставрации станковой живописи. В соборе находится самая крупная немузейная коллекция станковой живописи в России. Работы начались после праздника Крещения Господня. Сейчас идет подготовительный этап: обустройство строительных площадок, реставрационных мастерских, установка лесов.
Важно помнить, отметила она, что реставрация проходит на территории действующего монастыря. Троицкий собор не планируют закрывать для прихожан. Разработан поэтапный график проведения работ в храме. По окончании реставрации будет не только воссоздан исторический облик интерьеров собора, но он станет удобным и приспособленным к современным реалиям, а самое главное — будет отвечать всем музейным требованиям и режимам хранения живописи и прочих предметов.