Дни памяти: 18 июня и в Соборе Новгородских святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице)
Старший брат святого князя Александра Невского родился в 1218 году. Княжеское служение начал в очень раннем возрасте - уже в 1229 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как его официальные представители. Не прошло и года, как юным княжичам пришлось покинуть Новгород: новгородцы постановили на вече призвать другого князя. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. Он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль-Залесский.
В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей. В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в брак с дочерью святого Михаила Черниговского Феодулией. Когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская. Князь Феодор был погребен в Новгородском Юрьевом монастыре.
В 1614 году шведы, разорив монастырь, разбили гробницу князя и, ругаясь над святыми мощами, поставили тело, «яко живо», у церковной стены. Новгородский митрополит Исидор перенес его мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.
Дни памяти: 22 февраля, 9 декабря, в Соборах Сибирских (23 июня), Волынских (23 октября), Галицких (3-е воскресенье по Пятидесятнице), Киевских (28 июля) и Санкт-Петербургских (3-е воскресенье по Пятидесятнице) святых.
Родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии в семье священника. Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий. Затем инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а оттуда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Александро-Невская лавра. В 1720 году он стал наместником обители.
В Санкт-Петербурге иеромонах Иннокентий обратил на себя внимание императора Петра I. Государь хотел образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по его плану, должен был возглавить епископ. В 1721 году в Свято-Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. И владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга. В то время в Пекине большое влияние приобрели иезуиты, которые препятствовали принятию русского епископа. В ожидании указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске три года. Не получая жалования, миссия сама находила пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам. Затем владыка со свитой обосновались на даче Троицкого Селенгинского монастыря. Вместе с диаконом владыка писал для храма иконы. Вынужденное нахождение в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом. Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь. После смерти императора Петра I, из Петербурга пришло повеление назначить владыку епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра.
Водворившись на новом месте, владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске. По-прежнему не на что было жить, все так же не было крыши над головой. В 1828 году провинциальная канцелярия отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова. Теперь на этом месте в память жительства здесь святителя воздвигнута каменная часовня.
Четыре года окормлял он иркутскую паству. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное. За эти годы почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. Он открыл славяно-русскую школу для всех сословий. Первый Иркутский епископ исходатайствовал из государевой казны содержание для своих преемников и средства на сооружение архиерейского дома. Им же были определены границы епархии. При этом жалованья при жизни он так и не дождался.
10 декабря 1731 году владыка Иннокентий скончался. Тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери Иркутского Вознесенского монастыря.
Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление. В 1783 году в Вознесенской обители случился пожар, но деревянная церковь чудом уцелела. Она простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря.
В 1804 году Святейший Синод объявил мощи первого епископа Иркутского Иннокентия святыми. В настоящее время они находятся в Иркутском Знаменском монастыре.
Дни памяти: 12 апреля, 13 июля, в Соборах Киевских (28 июля), Санкт-Петербургских (3-е воскресенье по Пятидесятнице), Сибирских (23 июня) и Полтавских (12 октября) святых.
Стефан Кристалевский родился в 1703 году в Березани Переяславского уезда Полтавской губернии. Воспитанный благочестивыми родителями, он был отдан в Переяславскую духовную семинарию, по окончании которой поступил в Красногорский Покровский монастырь Полтавской епархии. В нем в 1730 году он принял монашеский постриг с именем Софроний в честь святителя Софрония Иерусалимского. В 1732 году в Софийском соборе Киева был рукоположен во иеродиакона, а потом – иеромонаха. В 1735 году по епархиальным делам он был направлен в Санкт-Петербург, где провел два года. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.
В эти годы иеромонах Софроний много трудов положил на благоустройство обители и улучшение преподавания в находившейся при ней семинарии. При нем была построена двухэтажная Феодоровская церковь.
После кончины Иркутского епископа самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления шесть лет. Наконец, императрица Елизавета Петровна рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря. В 1753 году в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского.
Епископ Cофроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. Неоднократно совершал миссионерские поездки. Он проявил себя как строитель храмов, основал духовную семинарию, где сам преподавал.
Чувствуя наступление старости и ухудшение здоровья, владыка Софроний просил Синод уволить его на покой, но поиски замены затянулись, и он скончался в Иркутске 12 апреля 1771 года, на второй день Пасхи. Погребение было совершено не сразу — 6 месяцев и 10 дней его тело находилось в Казанском приделе Богоявленского иркутского собора. Все это время тело не подавало признаки тления, что стало началом почитания святителя Софрония как святого, позднее к этому добавились и сообщения о чудесах по молитвам к нему. В 1874 году останки святителя были освидетельствованы и признаны нетленными.
Причислен к лику святых Поместным собором Русской Православной Церкви в 1918 году.
Дни памяти: 4 марта, 4 мая, в Соборах Брянских (3 октября), Ростово-Ярославских (5 июня) и Тамбовских (10 августа) святых.
Преподобный Феодор Санаксарский (в миру дворянин Иван Игнатьевич Ушаков) родился в 1718 году в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Родители определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где вскоре он был произведен в сержанты. Во время обычного шумного собрания гвардейцев один из юношей внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иван ощутил глубокое потрясение. После чего он оставил столичную жизнь гвардейского офицера и избрал путь отшельника. Более трех лет он в одиночестве подвизался в лесной чаще на берегах Двины, а затем в Орловской губернии, в отдаленной лесной келии. Как не имеющий паспорта, Иван был арестован и доставлен в Санкт-Петербург. Императрица Елизавета Петровна помиловала его и вернула на службу. Он принял приказ со смирением, попросив по исполнению службы разрешения стать монахом. В 1748 году после трехлетнего послушнического искуса в Александро-Невской Лавре, тридцатилетний Иван Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор.
Преподобный всегда желал подвизаться в Саровской обители, и в 1757 году выехал из Санкт-Петербурга. Прожив в Саровской пустыни два года, отец Феодор возымел намерение возобновить обедневшую Санаксарскую обитель. В строительстве ему помогали средствами благотворители, почитавшие его за добродетельную жизнь в Александро-Невской Лавре. Преосвященный Пахомий, Епископ Тамбовский, призвал к себе преподобного и просил его стать в Санаксаре настоятелем, приняв священство. Старец по смирению отказывался от хиротонии, но, убежденный епископом, в 1762 году был рукоположен в иеромонаха.
В 1774 году по ложному доносу отец Феодор был сослан в Соловецкий монастырь, где провел 9 лет в строгом заключении. По ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II был помилован и возвращен в Санаксарский монастырь.
Скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1791 года и был погребен в руководимой им обители.
Племянник преподобного Феодора Санаксарского блестящий флотоводец адмирал Федор Ушаков, выйдя в отставку, также жил возле Санаксарского монастыря, скончался в 1817 году и был похоронен возле своего дяди. Вместе со своим преподобным родственником он прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.
Дни памяти: 7 февраля, 27 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (в воскресный день 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 7 февраля), святых Киевских (28 июля), Московских (в воскресенье перед 8 сентября), Санкт-Петербургских (3-е воскресенье по Пятидесятнице) и Самарских (12 августа)
Василий Никифорович Богоявленский родился в семье благочестивого священника села Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии. Закончив Тамбовскую семинарию, отправился в Киев, где в 1870 году поступил в Духовную Академию. По окончании Академии в 1874 году, получил назначение преподавателем в родную Тамбовскую семинарию. В 1862 году он был рукоположен во священники и определен к соборной Покровской церкви города Козлова. После потери жены и ребенка в 1886 году принял иночество с именем Владимир. Уже на следующий день иеромонах Владимир был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в Козлове. Через два с небольшим года был назначен викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре в 1888 году.
В 1891 года преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским, а через два года - экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. За время служения владыки в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трехсот церковно-приходских школ, оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, изысканы средства на возобновление старинных церквей. Учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при Тбилисских церквах устроены были столовые для бедного народа.
В 1898 году назначен митрополитом Московским и Коломенским. Владыка посвятил московской пастве четырнадцать с половиной лет. Будучи духовным руководителем великой княгини Елисаветы Феодоровны, митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители.
В 1912 года владыка прибыл на Санкт-Петербургскую кафедру. Однажды на личной аудиенции у императора Николая Александровича он изложил свое мнение относительно отрицательного влияния при Дворе Григория Распутина. Кончилось тем, что владыка попал в немилость и был удален из Петербурга под видом почетной ссылки в Киев. При назначении митрополита Владимира в Киев за ним было сохранено звание первенствующего члена Священного Синода и соединенные с этим званием права.
Киевский период в архиерейском служении митрополита был самым тяжким и мучительным. Октябрьская революция 1917 г. вызвала нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу.
Начало революции и гражданской войны застало семидесятилетнего старца-митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой. Первой жертвой среди миллионов невинно убиенных стал сам владыка. В январе 1918 года во время зверского разорения Киево-Печерской Лавры он был вывезен за пределы обители и расстрелян большевиками.
Мощи митрополита Владимира были обретены в 1992 году и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в том же году причислил владыку к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Дни памяти: 11 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (в воскресный день 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 7 февраля), Бутовских новомучеников (4-я суббота по Пасхе), Брянских (3 октября), Санкт-Петербургских (3-е воскресенье по Пятидесятнице), Молдавских (14 октября), Одесских (3-е воскресенье по Пятидесятнице) и Московских (воскресенье перед 8 сентября) святых.
Леонид Михайлович Чичагов родился в Санкт-Петербурге. Принадлежал к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губернии. Учился в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии, окончил по первому разряду Пажеский корпус в 1875 году. Также получил образование в Михайловской артиллерийской академии. Направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады Преображенского полка.
В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне. Награжден многими военными и государственными наградами. В 1890 году уволен с военной службы.
С 1878 года был духовным чадом святого Иоанна Кронштадтского. По его благословению принял духовный сан. Самостоятельно изучал богословские науки.
С 1881 года — староста Спасо-Преображенского собора. 26 февраля 1893 года в Московском храме во имя Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле был рукоположен во диакона, позднее – во священника к этому же храму. На свои деньги реставрировал храм и основал при нем Общество Белого креста, имевшее целью помощь офицерским детям.
С 1896 года — священник храма Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, окормлял артиллерийские части Московского военного округа. До этого храм в течение тридцати лет был закрыт. Отец Леонид на свои деньги реставрировал и его. В период настоятельства был награжден Болгарским орденом св. Александра «За гражданские заслуги» II степени и греческим орденом Христа Спасителя II степени.
В 1898 года был пострижен в монашество с именем Серафим. В 1902 году по повелению императора и определению Священного Синода ему были поручены подготовительные работы к канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903 году. Написал житие преподобного и был одним из организаторов церемонии прославления.
В 1904 году — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, за короткое время отреставрировал Воскресенский собор обители. В 1905 году в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и другими архиереями хиротонисан в епископа Сухумского.
С 1906 года — епископ Орловский и Севский. При нем в епархии были учреждены церковно-приходские советы. Распространял среди духовенства духовную литературу, проводил частые собеседования, был известен своей благотворительностью. За организацию приходской жизни в епархии награжден орденом св. Анны I степени. С 1908 года — епископ Кишиневский и Хотинский. В 1912 году возведен в сан архиепископа. С 1914 года — архиепископ Тверской и Кашинский. В период Первой мировой войны участвовал в мероприятиях по организации помощи беженцам и по оснащению необходимыми средствами госпиталей и санитарных поездов, призывал епархиальный клир вступать в ряды военного духовенства, а приходских причетников — идти на военную службу. Собирал пожертвования для раненых воинов. В 1917 году как монархист был уволен с Тверской архиерейской кафедры. Участвовал в работе Поместного Собора 1917–1918 годов в Москве.
С 1918 года — митрополит Варшавский и Привислинский. Из-за военно-политической ситуации не смог выехать в Варшаву, жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры. С 1920 года — в Москве, где служил в различных храмах. 24 июня 1921 года было издано постановление судебной тройки ВЧК о его заключении в концлагерь сроком на два года, но был заключен в Таганскую тюрьму. Тяжело заболел, и 16 января 1922 года был освобожден. 25 апреля 1922 года решением судебной коллегии ГПУ выслан в Архангельскую область. 16 апреля 1924 года вновь арестован по обвинению в организации прославления преподобного Серафима Саровского, а после освобожден из-под стражи по ходатайству Патриарха Тихона, но был вынужден покинуть Москву. Жил в Воскресенском Феодоровском монастыре под городом Шуя на покое.
В 1927 году признал власть Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и поддержал его декларацию, направленную на безоговорочное подчинение советской власти. С 23 февраля 1928 года — митрополит Ленинградский и Гдовский. Боролся как с обновленчеством, так и с «правой» оппозицией митрополиту Сергию (Страгородскому) в лице весьма сильной в Ленинграде партии иосифлян.
Первое богослужение в Ленинграде совершил 18 марта 1928 года в Спасо-Преображенском соборе, где прежде был ктитором. Жил в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Во время его управления Ленинградской епархией состоялось первое массовое закрытие крупных приходских храмов, были арестованы, а затем высланы практически все монашествующие. В 1933 году уволен на покой. 24 октября он совершил свою последнюю службу в Спасо-Преображенском соборе и вечером выехал в Москву.
Владыка Серафим обладал многими талантами, имел медицинское образование, сочинял музыку, писал иконы. Его авторству принадлежат образа «Спаситель в белом хитоне» и преподобного Серафима Саровского.
30 ноября 1937 года арестован, был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму. 7 декабря 1937 года тройка УНКВД по Московской области приняла постановление о его расстреле по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Расстрелян 11 декабря на полигоне НКВД в подмосковном поселке Бутово.
В 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как священномученик.
Дни памяти: 3 апреля и в Соборе Санкт-Петербургских святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице).
Родился в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в глубоко верующей семье. В крещении был наречен Василием. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь. Родители привили ему не только любовь к Богу и Церкви, но собственным примером воспитали в нем милосердие и сострадание к нуждам ближних.
После смерти отца юный Василий стал кормильцем семьи. По приглашению односельчанина, служившего приказчиком в одной из лавок Санкт-Петербурга, десятилетний мальчик отправился в столицу на заработки. Работал рассыльным в одной из лавок Гостиного двора.
С самого раннего возраста Василий мечтал принять постриг, вдохновляясь житиями святых пустынников и монахов-отшельников. В четырнадцать лет он пришел в Александро-Невскую Лавру, чтобы осуществить свое желание. Но один из лаврских старцев благословил его остаться в миру, создать семью, воспитать детей и уже потом, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество
Благодаря своему трудолюбию, уму и несомненному коммерческому таланту Василий быстро продвинулся в конторе, где он работал. Он постоянно занимался самообразованием, не забывая и о жизни духовной.
В 1890 году женился на Ольге Ивановне Нетрониной. В семье родился сын Николай, потом дочь Ольга, которая умерла в младенчестве. Больше детей у супругов не было, по обоюдному согласию и благословению духовника они жили как брат и сестра.
В 1892 году Василий Муравьев открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Был известен как благотворитель и меценат.
В 1920 году Василий подал прошение в Духовный собор Александро-Невской лавры о принятии его в число братии, был принят послушником и получил послушание пономаря. Его супруга поступила послушницей в Воскресенский Новодевичий монастырь. В ноябре того же года они оба были пострижены в монашество: послушник Александро-Невской Лавры Василий Муравьев принял постриг с наречением имени Варнава, а Ольга Ивановна - с именем в честь святой мученицы Христины. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей.
В Лавре монах Варнава сначала заведовал кладбищенской конторой, что было одним из самых сложных послушаний в обители. Затем, после возведения его в сан иеромонаха, будущий подвижник стал главным свечником монастыря. Активное участие принимал он и в деятельности Александро-Невского братства.
На богослужения с участием иеромонаха Варнавы (Муравьева) всегда собиралось множество народа. Все стремились послушать его проповеди, отличавшиеся простотой и доступностью. Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. Бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий. Именно в это время души многих верующих потянулись к простому и кроткому отцу Варнаве. Все шире становился круг его духовных чад, а у дверей его кельи все чаще стали появляться посетители, пришедшие за духовным советом и утешением.
В 1922 году отец Варнава становится членом Духовного Собора Лавры, с назначением его на пост казначея. Четыре года спустя он принимает постриг в великую схиму и нарекается именем Серафим, в честь Саровского чудотворца. Вскоре иеросхимонах Серафим становится духовником Лавры. Его келья, находящаяся на втором этаже Феодоровского корпуса монастыря, стала местом постоянного паломничества посетителей, ждущих совета и духовного утешения.
На поприще духовника Александро-Невской Лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев) пребывал почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Постоянное переохлаждение, физические и душевные перегрузки постепенно дали о себе знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось. Медики настоятельно советовали выехать из города в зеленую зону. В качестве климатического курорта была рекомендована Вырица. Митрополит Серафим (Чичагов), который в миру имел профессию врача, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Летом 1930 года иеросхимонах Серафим отправился в Вырицу. Вместе с ним, по благословению митрополита, в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита.
Первоначально в Вырице его посещали только самые близкие духовные чада, но вскоре к старцу вновь устремился людской поток. Посетители с раннего утра и до глубокой ночи «осаждали» келью старца. Для множества страждущих отец Серафим был благодетелем, который не только помогал духовно, но и практическими советами, устройством на работу, а также и деньгами через добрых людей. Благодарно принимая пожертвования от посетителей, старец зачастую сразу же раздавал их тем, кто терпел нужду.
Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг: он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось его здоровье. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году. С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне — стал совершать его ежедневно.
Иеросхимонах Серафим (Муравьев) скончался 3 апреля 1949 года. В 2000 году он был прославлен Русской Православной Церковью как святой преподобный Серафим Вырицкий. Его могила находится в часовне на территории храма Казанской иконы Божией Матери поселка Вырица.
Дни памяти: 13 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (в воскресный день 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 7 февраля), а также Санкт-Петербургских (3-е воскресенье по Пятидесятнице) и Самарских (12 августа) святых
Василий Павлович Казанский родился в семье священника Олонецкой епархии. Как лучший выпускник Олонецкой Духовной семинарии в 1893 году был послан за казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В 1895 году был пострижен в монашество, затем рукоположен во иеродиакона, и на следующий год во иеромонаха. В 1902 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Самарской духовной семинарии. Через три года архимандрит Вениамин был переведен ректором в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1910 году хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.
Как епископа его отличали особое усердие к богослужению и тесное общение с паствой. В петербургских храмах положил начало служению литургий для школьников, сам причащал детей и говорил понятные им проповеди. Возглавлял ежегодные многотысячные ходы сторонников трезвости в Александро-Невскую лавру, Троице-Сергиеву пустынь.
В 1917 года свободным голосованием клира и мирян епархии избран на Петроградскую кафедру, что стало первым случаем демократического избрания епископа на церковную кафедру клириками и мирянами в России. Возведен в сан митрополита. Через год был назначен священноархимандритом Александро-Невской Лавры.
В 1918 году Совет комиссаров Союза коммун Северной области принял постановление о немедленном закрытии домовых церквей. Домовые храмы, имевшие отдельные здания, митрополиту Вениамину удалось преобразовать в приходские. По его ходатайству в 1919 году в ведение Петроградской епархии были переданы синодальные подворья и церкви, а также подворья других епархий.
С начала 1918 года в Петрограде стали часто совершаться ночные богослужения с участием митрополита. Устраивался детский крестный ход в Александро-Невскую лавру, где митрополит служил молебен и благословлял детей. Несмотря на тяжелое время, в епархии удалось освятить несколько новых храмов. При активном участии митрополита Вениамина началась работа по организации Петроградского Богословского института, открывшегося 16 апреля 1920 года.
16 июля 1921 года митрополита Вениамина вызвали в ЧК, где взяли с него подписку о невыезде. 23 февраля 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Митрополит Вениамин смог договориться о том, что при изъятии ценностей должны были присутствовать представители духовенства, а предметы, имеющие особое значение для верующих, могли заменяться аналогичным металлом по весу. Но соглашение, достигнутое митрополитом, не всегда соблюдалось, и в ряде церквей произошли конфликты верующих с представителями власти. Владыка призвал верующих не допускать проявления «насилия в той или иной форме» и выступил с призывом к пастырям и пастве к спокойствию.
1 июня 1922 года митрополит Вениамин был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей. На самом деле, непосредственной причиной ареста стала принципиальная позиция в отношении «обновленцев». Кроме него, к делу были привлечены еще 86 человек. На процессе он держался мужественно, а последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых. К доводам защиты о том, что именно действия митрополита предотвратили кровопролитие, судьи не прислушались.
Митрополит Вениамин был расстрелян в ночь на 13 августа 1922. Место его погребения неизвестно. На Никольском кладбище в Александро-Невской Лавре священномученику установлен кенотаф
В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Вениамина к лику святых.
Дни памяти: 2 мая, 1 июля, в Соборах Архангельских (1 ноября), Вятских (21 октября), Коми (11 февраля), Московских (в воскресенье перед 8 сентября), Санкт-Петербургских (3-е воскресенье по Пятидесятнице) и Удмуртских (3-е воскресенье по Пятидесятнице) святых; Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (23 августа) и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (в воскресный день 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 7 февраля).
Константин Александрович Островидов родился в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии. Закончил Камышинское духовное училище, затем в 1899 году Саратовскую Духовную семинарию. В том же году поступил в Казанскую Духовную академию. В 1903 году был пострижен в мантию с именем Виктор, рукоположен во иеромонаха и назначен в город Хвалынск настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря.
В 1909 году поступил в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру. В 1910 году иеромонах Виктор был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сентябре 1918 года архимандрит Виктор был назначен наместником Александро-Невской Лавры.
Нехватка кадров привела к тому, что через год архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Прибыв в январе 1920 года в Вятскую епархию, он с усердием приступил к исполнению архипастырских обязанностей. Властям не понравилось столь ревностное отношение к вере и Церкви, и он был арестован и приговорен к лишению свободы до окончания войны с Польшей на пять месяцев.
В 1921 году владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. В 1922 году после ареста епископа Вятского Павла (Борисовского), временно исполнял обязанности управляющего Вятской епархией. 30 июня 1922 года Центральный организационный комитет обновленческой церкви послал в Вятскую епархию телеграмму с требованием организовать местные группы обновленцев. После отказа принять живоцерковников епископы Павел и Виктор были приговорены к трем годам ссылки. Местом ссылки для владыки Виктора стал Нарымский край Томской области. В 1926 году ссыльным архиереям было разрешено вернуться в Вятскую епархию. Но возобновившаяся борьба с обновленческим строем привела к тому, что епископ Виктор вновь был арестован и отправлен в Ижевскую область. А через год был запрещен в служении обновленческим Синодом.
В 1928 году он был арестован в Глазове и приговорен к трем годам лагерей. Владыка находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, участвовал в тайных богослужениях. 10 апреля 1931 года приговорен к ссылке в Северный край на три года. Через год был арестован в ссылке, 10 мая 1933 года вновь приговорен к трем годам ссылки в Усть-Цилемский район, в отдаленное село Нерицу. Там тяжело заболел менингитом и 2 мая 1934 года скончался.
Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в 1981 году. 1 июля 1997 года святые мощи владыки были обретены нетленными на кладбище села Нерица, несмотря на 63-летнее пребывание их в болотистой почве. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в августе 2000 года. C 2005 года мощи находятся в Вятском Спасо-Преображенском женском монастыре.
Дни памяти: 23 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (в воскресный день 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 7 февраля) и Соловецких (23 августа), а также Санкт-Петербургских (3-е воскресенье по Пятидесятнице), Житомирских (25 августа), Одесских (3-е воскресенье по Пятидесятнице) и Херсонских (5 сентября) святых.
Петр Семенович Титов родился в городе Кузьминск Томской губернии в семье священника. В 1897 году окончил Томскую духовную семинарию, а в 1901 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен учителем Томского духовного училища. В 1901 году в Уфе пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. Заведовал Томской церковно-учительской школой, преподавал Священное Писание в Иркутской духовной семинарии. Получил известность как талантливый проповедник.
В 1914 году хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Епископ Прокопий участвовал во Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 годов.
С 1917 года был наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. В январе 1918 года был арестован при попытке захвата Лавры красноармейцами за отказ выдать ключи от кладовых, освобожден по требованию верующих. С 1919 года — епископ Николаевский, викарий Одесской епархии. С 1921 года — епископ Одесский и Херсонский. 16 февраля 1923 года был арестован и приговорен к расстрелу. Расстрельный приговор заменили высылкой с территории Украины.
В январе 1925 года владыка Прокопий был освобожден. С июня 1925 года — архиепископ Херсонский и Николаевский. Был вновь арестован и обвинен в принадлежности к контрреволюционной группе духовенства и мирян. 26 мая 1926 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорен к трем годам заключения, которое отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Некоторое время был старшим епископом на Соловках. В 1928 году заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой.
В 1928 году выслан в Сибирь. Выступил против Декларации митрополита Сергия (Стагородского), предусматривавшей далеко идущие уступки советской власти, но общения с ним не прервал. 30 июля 1931 года арестован в ссылке и обвинен в антисоветской агитации. 14 декабря 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам ссылки в Казахстан.
В апреле 1934 года, после освобождения, уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. 2 октября 1934 года архиепископ Прокопий был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. 17 марта 1935 года Особое совещание при НКВД приговорило архиепископа Прокопия к пяти годам ссылки в Каракалпакию. В доме, где он жил, была устроена небольшая церковь, куда приходили исповедаться и причаститься православные местные жители.
24 августа 1937 года архиепископ Прокопий был арестован по обвинению в контрреволюционной монархической агитации и организации нелегальной молельни. 28 октября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Расстрелян 23 ноября 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Дни памяти: 17 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (в воскресный день 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 7 февраля)
Александр Алексеевич Лебедев родился в городе Коломна Московской губернии. Рано лишился матери, воспитывался отцом, которому часто приходилось оставлять детей в монастыре под присмотром монахинь. Окончил Коломенское Духовное Училище и Московскую Духовную Семинарию в 1898 году, в период обучения в семинарии исполнял в ее храме обязанности уставщика и канонарха. С 1898 года был на клиросном послушании в Бобреневом мужском монастыре, где готовился к поступлению в Московскую Духовную Академию. Посчитав себя недостаточно подготовленным к обучению в академии, уехал в Казань. Был принят послушником в Казанский мужской монастырь и зачислен вольнослушателем в Казанскую Духовную Академию. В 1899 году стал студентом. Окончил академию в 1903 году по 1-му разряду со степенью кандидата богословия. В 1904 году определен преподавателем гомилетики Симбирской Духовной Семинарии. Осенью 1906 года оставил духовно-учебную службу. Переехал в Москву, преподавал в 5-й женской гимназии и в Николаевском сиротском женском профессиональном училище. В 1918 году возглавил училище, преобразованное в 165-ю Московскую трудовую школу. В 1919–1920 годах заведовал почтовым сектором Главного лесного комитета.
В конце 1920 года поступил в Зосимову пустынь во Владимирской губернии, где принял постриг с именем Григорий. Затем перешел в Данилов московский монастырь, где был посвящен во иеродиакона и иеромонаха. В 1923 году стал ризничим с посвящением в сан архимандрита. 27 ноября по ходатайству временно управляющего Петроградской епархией епископа Лужского Мануила назначен епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской епархии, с поручением временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской Лавры, только что возвращенной от обновленцев. Его хиротонию в Москве возглавил Патриарх Московский Тихон (Беллавин).
С декабря 1925 по июнь 1926 года временно управлял Ленинградской епархией. В конце 1927 года епископу Григорию было передано управление Детскосельским викариатством.
По свидетельству современников епископ Григорий «вдохнул жизнь» в Александро-Невскую Лавру, способствовал возвращению в нее многих из братии, заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. Одним из ближайших советников и помощников владыки Григория стал будущий преподобный Серафим Вырицкий.
6 декабря 1924 года, в день лаврского праздника, был арестован по сфабрикованному делу. Освобожден под подписку о невыезде. Приговорен к 1 году тюрьмы с понижением срока заключения «ввиду первой судимости» до 3 месяцев, зачтенных за счет предварительного заключения. Вновь арестован 1 апреля 1927 года по обвинению в создании среди учащихся Богословско-пастырского училища кружка «Ревнителей истинного православия». Дело было прекращено через год «за недостаточностью компрометирующего материала».
Владыка Григорий своим авторитетом сдерживал переход к иосифлянам значительной части насельников лавры и членов приходских советов храмов обители. В мае вышел указ митрополита Сергия (Старгородского) о назначении Григория епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. Расценивая это как форму ссылки, он не принял назначения. 5 августа 1928 года епископ совершил последнюю службу в Лавре и выехал в Коломну. В сентябре 1931 года переехал в поселок Жаворонки Московской области, потом жил в городе Кашине. Работал сторожем на птицефабрике. Переписывался с духовными чадами, окормлял тех, кто приезжал к нему, наставлял на путь подвижничества, которому сам следовал.
Владыка был арестован 16 апреля 1937 года в Кашине по групповому делу бывших насельников Данилова монастыря как «руководитель контрреволюционной группы фашистско-монархической организации». На допросах держался с твердостью, отвергая обвинения. Был приговорен вместе с группой духовенства и мирян к смертной казни. Расстрелян 17 сентября 1937 года.
Имя епископа Григория включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 16 июля 2005 года.
Дни памяти: 29 ноября, в Соборе Винницких святых (14 сентября) и Соборе новомучеников и исповедников Слободского края (1 июня)
Борис Дмитриевич Тихонов родился в городе Троицке Оренбургской губернии в семье городских мещан. По окончании гимназии учился в Томской духовной семинарии. В 1911 году стал студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Через два года принял монашеский постриг в Александро-Невской Лавре с именем Иннокентий, а через полгода был возведен в сан иеромонаха.
Во время Первой Мировой Войны он служил при подвозном автомобильном перевязочном отряде в должности духовника больных и раненых, ухаживал за страждущими, исповедовал, отпевал погибших. Через год стал духовником при Втором Серафимовском лазарете. Военную службу закончил в звании полкового священника Терского казачьего полка.
В 1915 году со степенью кандидата богословия иеромонах Иннокентий окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и был оставлен при ней профессорским стипендиатом на кафедре Церковной археологии. Интерес к церковной истории был настолько велик, что для ее углубленного изучения будущий епископ закончил Петербургский археологический институт. В 1917 году иеромонах Иннокентий вступил в число братии Александро-Невской Лавры и в течение четырех лет занимал должность управителя дел Духовного Собора. Участвовал в создании Александро-Невского братства.
В 1921 году иеромонах Иннокентий был посвящен в сан архимандрита, а через год стал епископом Ладожским, викарием Петроградской епархии. С 1922 года официальные власти, видя, что Александро-Невское братство является крепкой опорой правящего архиерея и всего питерского духовенства, стали активно бороться против его членов. Через несколько месяцев состоялся арест митрополита Вениамина и части Петроградского духовенства. Вскоре был взят под стражу и епископ Иннокентий.
По делу петроградских православных братств владыка проходил как основной обвиняемый. 14 сентября 1922 года по обвинениям в антисоветской деятельности епископа Иннокентия сослали на два года в Архангельскую губернию в Усть-Цильма. Через год дело пересмотрели и было вынесло решение об административной высылке. Чуть позднее по делу «епископа Иннокентия» было принято новое решение: ссылка на два года в Туркестан. Обвинение — «агитация против изъятия церковных ценностей». В 1925 году его вновь арестовали «за распространение литературы контрреволюционного характера» и приговорили к трем годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения.
После Соловецкой ссылки святитель Иннокентий находился на высылке в Вологде. 30 августа 1930 года его назначили епископом Благовещенским, но принять назначение владыка не смог, т.к. был осужден за «участие в контрреволюционной группировке духовенства Архангельска». Епископу Иннокентию вынесли приговор - 3 года заключения в лагере Белбалтлаг. Здесь он участвовал в проведении взрывных работ. Получив контузию, вскоре был освобожден.
19 декабря 1933 года владыка Иннокентий вступил в должность епископа Старорусского, викария Новгородской епархии и возглавлял эту кафедру в течение трех лет. В 1937 году владыка получил назначение на Харьковскую кафедру, став архиепископом Винницким. В то тяжелое время на территории Винницкой области действовало около 120 церквей, принадлежавших канонической Церкви. Шесть месяцев владыка трудился на благо епархии, защищая вверенную ему паству от посягательств раскольников, стараясь сохранить в единстве Православную Церковь.
29 октября 1937 года владыку Иннокентия с большей частью винницкого духовенства арестовали и содержали вместе с другими заключенными. В камерах, рассчитанных в среднем на 16 человек, постоянно находилось более двухсот заключенных. Если кому-нибудь нужно было передвигаться по камере, его поднимали и передавали над головами других узников.
20 ноября 1937 года по приговору Винницкого НКВД архиепископ Иннокентий был расстрелян. Он принял мученическую кончину в возрасте 48 лет, проведя в тюрьмах, лагерях и ссылках четверть своей жизни. Исповеднический подвиг архиепископа Иннокентия отмечен Харьковской епархией: в 1993 году он был прославлен в числе новомучеников и исповедников Слободского края. В 1998 году был посмертно реабилитирован зампрокурором Санкт-Петербурга. В 2015 году его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых.
Дни памяти: 20 сентября, в Соборах Кемеровских (в воскресный день 31 августа, либо в предшествующий 31 августа воскресный день) и Санкт-Петербургских (3-е воскресенье по Пятидесятнице) святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (в воскресный день 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 7 февраля).
Отец Лев (в миру Леонид Михайлович Егоров) известен, прежде всего, как один из главных основателей и руководителей Александро-Невского братства. Он и его брат — будущий митрополит Гурий — родились в селе Опеченский посад Боровичского уезда Новгородской губернии в семье владельца артели ломовых извозчиков. Братья рано осиротели, и их взяли на воспитание проживавшая в Петербурге бездетная семья. Леонид закончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем в 1915 году поступил в Духовную Академию и проучился там 3 курса. Одновременно, будучи студентом, преподавал словесность в средних учебных заведениях столицы.
В 1915 году Леонид был пострижен в монахи в Александро-Невской Лавре с именем Лев, возведен в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1918 году иеромонах Лев принял участие в создании первого молодежного кружка при Александро-Невской Лавре. А через год было образовано Александро-Невское братство. Именно с братством была связана большая часть пастырского служения архимандрита Льва. На рубеже 20-х годов XX века в братстве особо активно проводились тайные постриги, которые в основном совершал отец Лев. Деятельность братства очень помогала сплочению верующих всех возрастов и сословий перед лицом антицерковных гонений.
В 1922 году отец Лев был арестован, затем выслан. Он отбывал ссылку до 1924 года в Оренбургской губернии, а затем в Западно-Казахстанской области. В октябре 1926 года его назначили настоятелем храма Феодоровской иконы Божией Матери в Ленинграде. Отец Лев был возведен в сан архимандрита и с 1926 года исполнял обязанности благочинного монастырских подворий, преподавателя русской литературы и члена педагогического совета Богословско-пастырского училища. Весной 1927 года он был арестован во второй раз, но сфабрикованное дело развалилось. Несмотря на фактически нелегальное существование, под руководством архимандрита Льва братство продолжало общественно-благотворительную деятельность.
В ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде было арестовано 500 человек, в том числе более 40 членов Александро-Невского братства. Отца Льва приговорили к максимальному сроку наказания — 10 годам лагерей. Он трудился в шахте под Новокузнецком. В лагере его обвинили в контрреволюционной агитации среди заключенных и перевели в штрафной изолятор на 2 года. В конце марта 1936 года отца Льва перевели из изолятора в Ахпунское отделение Сибирского лагеря. Здесь он по-прежнему трудился в шахте, иногда по 14 часов в сутки возил вагонетки с породой.
В 1937 году против него было сфабриковано очередное уголовное дело. Священномученик был расстрелян 20 сентября 1937 года. Официально родственникам было сообщено, что он скончался в лагере в 1942 году. В июле 2003 года Священным Синодом был прославлен в лике священномучеников.