Выставка петербургских мастеров церковного искусства и каллиграфии
12.11.2022 / Выставка петербургских мастеров церковного искусства и каллиграфии

Выставка петербургских мастеров церковного искусства и каллиграфии открылась в Александро-Невской Лавре

Персональная выставка петербургских мастеров церковного искусства и каллиграфии Дмитрия Мироненко и Дарии Джемс-Леви открылась 11 ноября в духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры «Святодуховский».
Дмитрий Мироненко — художник-иконописец, кандидат искусствоведения, руководитель иконописной мастерской прп. Иоанна Дамаскина Александро-Невской Лавры и его супруга Дария Джемс-Леви — художник-иконописец, мастер-каллиграф, преподаватель Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна и иконописного отделения СПБДА, член Союза художников России представили на выставке преимущественно работы в графических техниках — эстамп, акварель, темпера, тушь.

Фото: иеромонах Лев (Чихирин)

Поздравить с открытием выставки Дмитрия Мироненко и Дарию Джемс-Леви пришли коллеги, студенты, преподаватели художественных ВУЗов. Среди гостей выставки были профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств Нина Кутейникова, настоятель Государева Петропавловского собора, профессор кафедры истории и теории архитектуры Института имени И.Е. Репина архимандрит Александр (Федоров), кандидат культурологии,специалист по русскому искусству, иконописи и ставрографии Оксана Губарева, сотрудник Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», иконописец Георгий Панайотов и другие.

«Уже двадцать с лишним лет мы работаем вместе с Дмитрием Геннадьевичем, — сказал владыка в приветственном слове, — Он всегда открыт к диалогу и переменам, поэтому мы смогли сработаться и все эти годы наш творческий союз дает свои плоды. Его уникальной особенностью является умение сочетать в своем творчестве соблюдение канонов и стремление к развитию, движению вперед. Не всегда можно определить руке какого мастера принадлежит икона, но иногда несмотря на соблюдение канонов, твердоустановленных правил, в том числе колористики и прописи, мы чувствуем «руку мастера», его неповторимый стиль — в этом процесс развития творчества и обогащения искусства, это есть в творчестве Дмитрия Миронено. И на мой взгляд, это является задачей для всех мастером иконописания — соблюдая каноны и правила, двигаться вперед, наполняя искусство авторским стилем. Всю полноту творчества Дмитрия Мироненко на этой выставке не оценить, его работы украшают наши храмы. В любом храме, куда бы вы не посмотрели, везде есть его работы. Во многом то, что делает сейчас наша иконописная мастерская — заслуга ее руководителя и вдохновителя Дмитрия Мироненко. И еще бы хотел отметить, если икона не подписана, она не освящается, и для нас тогда это не икона, а художественное произведение. Поэтому в написании иконы работа каллиграфа важна не меньше трудов иконописца. У Дмитрия с Дарией совершенно равнозначное участие в создании предметов церковного искусства, а значит и в этой выставке. Очень надеюсь, что выставка пройдет ярко, будет полезной, и после даст много вдохновения, идей, и станет прологом к нашим новым достижениям в этой области.»

Владыка пожелал процветания в творчестве организаторам авторской выставки и выразил надежду на организацию новых выставок с участием авторов и творческих проектов.

Профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств, куратор и научный руководитель выставки Нина Кутейникова в своем выступлении отметила, что впервые на авторской выставке представлено церковное искусство в его многообразии: «В этой выставке явно и ясно высказана позиция художников в отношении к церковному искусству, традициям. Переосмысление этих традиций позволяет питать вдохновение из неисчерпаемого кладезя православного церковного искусства, и Дмитрий Мироненко в этом для всех нас пример.» Нина Кутейникова поблагодарила владыку Назария за положительное влияние и поддержку мастеров-иконописцев, которые вносят особый вклад в развитие церковных искусств Санкт-Петербурга.

Настоятель Государева Петропавловского собора, профессор кафедры истории и теории архитектуры Института имени И.Е. Репина архимандрит Александр (Федоров) отметил внушительный вклад авторов выставки в преподавание церковных искусств будущим художникам и иконописцам, а также в воспитание нового поколения творческой молодежи города. Отец Александр обратил внимание посетителей выставки на многогранность художественных жанров, представленных на выставке, сравнив ее с талантом авторов: «Оба автора обогатили своими произведениями интерьеры многих храмов. Они многогранны сами по себе, также многогранно их творчество, наполненное глубиной и чувством вкуса. Этот вкус, как генеральная линия, которая показывает насколько в их мастерстве сочетается профессионализм и опыт, в совокурности которых рождаются такие плоды и возможности. На этой выставке каждый может найти что-то близкое для себя, одновременно оценив всю полноту искусства в Церкви».

Кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова напомнила публике о воссоздании мерной иконы Петра Первого к празднованию 350-летия русского императора, автором которой стал Дмитрий Мироненко. «Это историческое событие для всего города — воссозданная Дмитрием Мироненко икона апостола Петра вернулась на свое законное место — к могиле Петра Первого в Петропавловском соборе. Дмитрий Геннадьевич работал над этой иконой с полной отдачей и присущим ему мастерством, оправдав все чаяния и надежды, а также внеся особый духовный и художественных вклад в историю Петропавловского собора».

В концертной части открытия выставки выступил мужской хор «Александр Невский» под управлением Бориса Саценко, исполнив ряд песнопений, среди которых отрывки из Всенощного бдения «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», полиелейные стихиры, кондак Богородице «Взбранной Воеводе» напевом Ипатьевского монастыря и знаменитое произведение Сергея Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

В завершение торжественной части открытия выставки выступил ее соавтор Дмитрий Мироненко. Он поблагодарил всех присутствующих за поддержку и добрые слова в адрес своего творчества и творчества Дарии Джемс-Леви: «Для нас ценно ваше участие и поддержка. Стены и залы Александро-Невской лавры, где проходит эта выставка, имеют особые смыслы для нас. Здесь с благословения владыки Назария были реализованы прекрасные проекты, в которых нам посчастливилось принимать участие, и итогом которых выступает ряд работ, представленных на этой выставке. Мы рады, что наше творчество имеет такой отклик и благодарны за возможность работать, учиться, учить и сотрудничать в мастерами всех жанров церковного искусства».

Дария рассказала о сомнениях, с которыми сталкивается автор в процессе организации выставки и поблагодарила всех, кто посодействовал ее открытию, в том числе, своей маме, без поддержки которой эта выставка не состоялась бы.

Посетители смогли увидеть серию литографий, посвященных апостолу Петру и евангелистам, каллиграфические листы духовной тематики, развороты рукописных книг, миниатюры и иконы, написанные Дарией Джемс-Леви. Дмитрий Мироненко на выставке представил авторские проекты иконостасов, монументальных мозаичных и стенописных произведений в технике акварели и темперы, а также иконы и графические миниатюры. Отдельной серией экспонатов на выставке выступили изделия церковной утвари, реализованные по эскизам Дмитрия Мироненко фирмой «Акантус Ателье».

Хронология отобранных произведений двух авторов охватывает почти 25-летний творческий период.

Выставка продлится до 7 декабря. Вход на выставку свободный в часы работы ДПЦ «Святодуховский».

Последние новости