«… Во успении мира не оставила если, Богородице…»
В воскресенье, 28 августа 2022 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий с братией обители торжественно прославили Пресвятую Владычицу Богородицу и Приснодеву Марию в день Ее святого Успения.
На Всенощном Бдении на Полиелее был совершен вынос плащаницы Богородицы. За Божественной Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и о единстве Церкви.
В Евангелии не описывается чудесное и великое событие — Успение Божией Матери, об этом нам сообщает Священное Предание, свидетельство древних Отцов Церкви.
Фото: Алексей Лунгу
В I веке об Успении Богородицы писал священномученик Дионисий Ареопагит.
Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находим в сочинениях святителя Мелитона Сардийского.
В IV веке на предание об Успении матери Божией указывает свт. Епифаний Кипрский.
В V веке свт. Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, пишет святой благоверной греческой царице Пульхерии о древнем предании Успения Богородицы.
Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
Также предание об Успении Богородицы ярко раскрывается в литургическом освещении праздника — в творениях гимнотворцев святителей: Анатолия Константинопольского, Германа Константинопольского, Феофана Никейского, Космы Маиумского, и преподобного Иоанна Дамаскина.
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, матерь Божия поведала о чудесных событиях ее жизни.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь Христову, Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43-м году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Богородица была также на Кипре у святителя Кипрского Лазаря Четверодневного, и на Святой Горе Афон. Ко времени Своего Блаженного Успения Пресвятая Дева Мария вновь прибыла в Иерусалим.
Апостолы слетелись, как говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии.
Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной славы, и сошел Сам Царь славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия матерь воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея». Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
По промыслу Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Божией Матери. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами у входа в пещеру оплакивал, что не смог попрощаться вместе со всеми с Ней. Апостолы ради него решились открыть пещеру, но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.