Первая литургия Преждеосвященных даров в Александро-Невской Лавре
В среду первой седмицы Святой Четыредесятницы в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии совершил первую литургию Преждеосвященных Даров в этом году.
С древних времен Православная Церковь из-за особого благоговейного почитания Святой Четыредесятницы, как времени строго поста и покаяния, не совершает священнодействия полной литургии в дни Великого поста, кроме субботы и воскресенья, а совершает литургию Преждеосвященных Даров.
Запрещение совершать полную литургию в дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49-м правиле Лаодикийского Собора (IV в.). В 52-м правиле Трулльского Собора (VII в.) также определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели (воскресенья) и св. дня Благовещения, да будет литургия не иная, как преждеосвященных Даров».
Эта литургия отличается от литургии святителя Иоанн Златоуста и святителя Василя Великого тем, что на ней предлагаются для Причащения святые Дары уже освященные на прежде бывшей литургии свтятителя Василия Великого или святителя Иоанн Златоуста. Поэтому на литургии Преждеосвященных Даров не бывает проскомидии и освящения Святых Даров (Евхаристического канона).
Начало совершения литургии Преждеосвященных Даров восходит к первым векам христианства. Свтятитель Симеон Солунский говрит: «Преждеосвященная литургия произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Керулларий (XI в.) Константинопольский патриарх также свидетельствует о ее древности: «Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Святой Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого… Во всех Святых Церквах сохраняетя неписанное предание, что читаемая по перенесении Святых Даров на жертвенник тайная молитва принадлежит свтятителю Афанасию Александрийскому (IV в.)».
Что же касается присвоения авторства этой литургии свтятителю Григорию Двоеслову (VI в.), то оно относится к позднейшему времени (XVI в.) и возникло на почве глубокого почитания святого. В греческих синаксариях с IX века помещаются известия о том, что свтятитель Григорий Двоеслов ввел у Римлян совершение литургии в дни Великого Поста.