Епископ Кронштадтский Назарий и чин прощения
06.03.2022 / Епископ Кронштадтский Назарий и чин прощения

Прощенное воскресенье и чин прощения в Александро-Невской Лавре

Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братья обители совершили богослужения недели сыропустной.

В последнее воскресенье перед Великим постом, в неделю сыропустную, Святая Церковь вспоминает изгнание Адама из рая:

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго» (Стихира на «Господи воззвах»).

Церковь напоминает нам то, чего лишился Адам, избрав путь непослушания и невоздержания.

Так же это воскресенье называется прощенным.  Мы должны простить все обиды, причиненные нам и сами должны попросить прощения у тех, кого мы обидели словом, делом и даже помышлением, потому что без прощения обид нет духовной пользы от поста. Прощение делает нашу душу удобопреклонной к плодотворному воздействию поста, молитвы и покаяния – главных плодов Великого поста.

В этот день нам апостол Павел в послании к Римлянам (13:11–14: 4) дает правильную установку на Великий пост:

«Брáтия! Ныне ближе к нам спасéние, нежели когдá мы увéровали. Ночь прошлá, а день приблизился: итак отвéргнем дела тьмы и облечёмся в ору́жия свéта.

Как днём, бýдем вести себя благочинно, не предавáясь ни пировáниям и пьянству, ни сладострáстию и распу́тству, ни ссóрам и зáвисти; но облекитесь в Гóспода нáшего Иисýса Христá, и попечéния о плóти не превращáйте в пóхоти.

Нéмощного в вéре принимáйте без спóров о мнéниях. Ибо инóй увéрен, что мóжно есть всё, а нéмощный ест óвощи. Кто ест, не уничижáй тогó, кто не ест; и кто не ест, не осуждáй тогó, кто ест, потомý что Бог принял егó. Кто ты, осуждáющий чужóго рабá? Перед своим Гóсподом стоит он, или пáдает. И бýдет восстáвлен, ибо силен Бог восстáвить егó».

Вечером была совершена вечерня с чином прощения.

Чин прощения восходит к первым векам христианства и зародился в среде египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться достойно к празднику Пасхи, монахи расходились по пустыне на весь Великий пост. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, кто-то умер от болезней, от отсутствия пищи и питья, других убили разбойники. Поэтому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью.

Это традиция, адаптировавшись к современным условиям жизни, дошла до наших дней. Прощение друг друга основано на словах Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

Перед чином прощения наместник монастыря епископ Назарий прочитал молитву перед началом Великого поста, в которой испрашивается Божие благословение на духовные подвиги на постническом поприще.

 

 

Последние новости