Богослужения первой седмицы Великого Поста совершаются в Александро-Невской Лавре
В понедельник, 27 февраля 2023 года, в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре начались богослужения Святой Четыредесятицы.
Утром насельники и прихожане обители молились за Полунощницей, Утреней, Часами и Вечерней в Феодоровском храме монастыря. После Вечерни благочинный монастыря архимандрит Никита (Марков) совершил заупокойную Литию.
Фото: Иеромонах Лев (Чихирин)
Вечером в Свято-Троицком соборе на Великом повечерии наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий прочитал первую часть Великого канона преподобного Андрея Критского. Великий канон состоит из четырех частей, которые прочитываются с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста.
По окончании богослужения насельник обители иеромонах Марк (Бирюков) обратился к пастве с проповедью.
Мы с вами вступили в поприще Великого поста, и это время, мы привыкли воспринимать прежде всего, как отказ от определённой пищи, то есть в первую очередь на телесном уровне. Но поскольку человек это не только тело, он трёхсоставен, об этом нам говорит и Священное Писание, святоотеческая антропология, поэтому и пост тоже должен включать в себя вот эти три ключевые направления, то есть помимо телесного, также душевный или чувственный пост, и, конечно, духовный.
И говоря о телесном посте, прежде всего надо сказать о том, что пост не должен быть вреден для здоровья. Это, казалось бы, очевидная вещь, но поскольку на исповеди многие не редко каются в том, что они нарушили пост из-за проблем со здоровьем, важно усвоить, есть если врач не рекомендует постится по причине болезни, надо взять у духовника благословение на послабление в пост и ничем не смущаться.
В своё время преподобный Нил Сорский писал, что излишнее истощение тела может стать препятствием в совершенствовании души, если слабое тело не выдерживает испытаний, а главное по мысли святого это соблюдать разумную меру . Об этой разумной мере, на самом деле, тоже можно легко забыть и отказываясь от скоромного, впасть в чревоугодие постными продуктами. И, конечно, с таким подходом теряется главный смысл поста – нужно отказаться от того, что порабощает конкретно тебя, а это вещи как правило не очень полезные. Например, если человек любит сладости или фастфуд, и уж тем более, если есть никотиновая или алкогольная зависимость, пост – самое благоприятное время для преодоления таких вещей.
И этот же самый принцип отказаться от того, что вредно, от того, что выводит из мирного состояния духа приложим и к душевной сфере поста. Душевный пост – это самая трудная и самая большая часть поста: воздерживать свой слух, воздерживать свои глаза, воздерживать свои уста. Заниматься не вычитыванием этикеток, а научиться контролировать свои чувства. Без контроля над чувствами, телесный пост теряет всякий смысл! Поэтому, нужно обратить внимание на то, чем мы питаем свой ум и сердце. Потому что во многом мы состоим из книг, которые читаем (если, конечно читаем), из фильмов, которые смотрим, из людей с которыми проводим время, даже из разговоров, в которые вовлекаемся. Всё это оказывает на нас влияние. И если, как говорит Златоуст, “общающийся с благородным человеком получает великую пользу, то тем более её получает беседующий с Богом”. А это и есть духовный пост, в основе которого лежит побуждение. Мы должны побуждать себя к молитве, участию в таинствах, чтению Слова Божия. А целью всего этого являются плоды Духа, которые есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Это самое главное, потому что можно есть одну траву, но если духовная жизнь на нуле, то от этого не будет никакой пользы. Вот обретения этих плодов хотелось бы всем нам пожелать в дни Великого поста, на пути к Светлому Христову Воскресению. Аминь.