Епископ Кронштадтский Вениамин
09.09.2023 / Епископ Кронштадтский Вениамин

Епископ Кронштадтский Вениамин совершил богослужения воскресного дня в Свято-Троицком соборе Лавры

9 и 10 сентября 2023 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Вениамин совершил богослужения воскресного дня в Свято-Троицком соборе монастыря в сослужении братии обители. Дьяконский чин возглавил иеродиакон Илия (Васильев). За богослужением пел хор под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

Фото: иеромонах Лев (Чихирин)

Фото: иеромонах Лев (Чихирин)

После Богослужения Владыка Вениамин обратился к молящимся с проповедью. «Божественная Литургия — это есть брачный пир. Господь дает возможность человеку прийти к божественной трапезе, сесть за нее и общаться, соединяться с Ним. Это самый высокий дар, который Господь нам дает.

Мы часто говорим о великой любви Бога к человеку. Господь всеми путями старается человека привести к себе. Да, у нас разные дороги, но каждая из них освящается промыслом Божиим и ведет ко Христу. Господь поддерживает, помогает, главное, чтобы сам человек этого захотел.

Есть известный парадокс, так называемый «парадокс камня»: «Может ли Бог создать камень, который он сам не сможет поднять?» Философ Сократ ответил: может. Это человек. Бог сотворил человека, дал ему свободу. Благодаря этой свободе мы можем выбирать любой путь. Хотим мы быть с Богом или не хотим — это от нас зависит. Поэтому Господь готов спасти человека, но без самого человека — не сделает этого. Он не может нарушить нашу свободу воли, которую сам даровал.

Наша с вами задача стремиться к тому, чтобы Господь принял нас.

Помните евангельскую притчу о праведном Закхее? Он был начальником мытарей, правоверные иудеи не допускали его к общению, презирали. Еще он был небольшого роста, но так мечтал увидеть Христа, побыть рядом с ним, посмотреть на него. А возле Христа всегда было очень много народу, что делало почти невозможным исполнение мечты Закхея. И вот он узнал, что Спаситель пройдёт мимо его дома. Закхей обрадовался, влез на дерево в саду и стал ждать. Он так жаждал увидеть Христа, что нашел выход из положения.

Конечно, Господь узрел сердце Закхея, увидел как оно стремилось ко встрече. И Он сказал ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк., 19:5). Закхей расплакался и покаялся, в нем произошло изменение, он сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк., 19:8). Вот какое сильное было у него желание.
О желании быть с Христом говорится и в сегодняшней притче. Некий богатый царь решил устроить брачный пир, и, как имеющий широкое, щедрое сердце, начал готовиться к этому пиру. Он все делал с любовью. Мы с вами тоже, когда ждём гостей, пребываем в радостной суете, чтобы все сделать для комфорта гостя. И этот царь надеялся, что все его друзья, которых он ценил, будут довольны. Он ждал их, но, к сожалению, никто не пришел. Он продолжает надеяться, что друзья все-таки найдут время и посетят его дом, посылает помощников за ними. Но эти друзья от жестокосердия своего не просто оскорбляют помощников, но избивают, а кого-то даже убивают. О чем это говорит нам? Господь открывает Свое сердце для нас, Он всех ждёт, готовит брачный пир — Евхаристию. Он спустился к нам, чтобы самого человека поднять до Своего уровня. Он распялся, чтобы человека освободить. Что делает человек? Увидев эту любовь, он отталкивает ее, не принимает промысл Божий, отвергает Христа. Однако Господь ждёт до последнего, ждёт, когда человек созреет и осознаёт свою ошибку, повернется лицом к Богу. Нужно измениться, дать возможность Богу войти внутрь. Это сложно, но Господь долготерпелив и многомилостив.

Что же наш царь из притчи? Его друзья не покаялись и не пришли. Он вновь посылает помощников, чтобы они собрали со всего света всех — неважно кого — нищих, больных — всех пригласили. Эти люди пришли на брачный пир и поменялись: надели одежду этого прекрасного праздника. Однако среди них царь увидел одного, оставшегося в старой одежде. И велел убрать его. Что говорит нам Господь в этом фрагменте? Он призывает всех нас, все нам дает, а от нас требует только одно — измениться. Человек зашел на брачный пир, но по своему эгоизму не захотел измениться. Поэтому Господь отталкивает его. Брачная одежда — это символ изменения.

Господь говорит нам: придя в храм, меняйтесь. Не забудьте поменять духовную одежду, очистите свое сердце. Без нас Бог не сможет нас ввести в Царство Небесное. Господь продолжает нас учить через Священное Писание, напоминая о Себе, напоминая, как мы должны жить. Не потому, что это надо Богу. Это нам нужно, тем, кто жаждет быть со Христом.

В конце притчи есть фраза: «много званых, но мало избранных». Бог зовет абсолютно всех, но избранными остаются единицы. Не потому что Господь разделяет нас на хороших и плохих, а потому что многие сами не хотят быть со Христом. Остаться со своим Творцом. И вот здесь все зависит от самого человека. Дай Бог, чтобы мы с вами остались избранными в общении с Господом».

Последние новости