24 октября 2024 года Вечер русского романса «Я вижу образ твой»
Вечер русского романса «Я вижу образ твой»
Антология русского романса в исполнении Лизы Озёрной и Егора
Колесова.
Русский романс XIX века… Это музыкально — поэтический мир, в
котором отражены мимолетные состояния души, радость и любовь,
мучительные терзания, размышления, бытовые сцены, созерцание
природы и углубление в тайны внутреннего мира человека. Это
выражение полноты жизни во всех её проявлениях, и в горе, и в радости,
которые существуют в таком же нераздельном единстве, как слово и
музыка в этих миниатюрах.
Невозможно почувствовать переживания людей той эпохи, но мы
невольно осмысливаем эти мгновения заново через опыт нашей
собственной жизни. В таких миниатюрах, сотканных дыханием
человеческой речи сохранены подлинные чувства людей того времени.
Что чувствовал влюбленный человек в XIX веке? Как было
позволительно это выразить? Как он справлялся с отчужденностью,
покинутостью? «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» Все
минуты душевных терзаний разрешаются в музыке, под властью
гармонии обретая завершенность и полноту.
Как писал поэт Арсений Тарковский – «Поэзия обладает элементами
всех искусств». Действительно, она способна через избранные автором
образы соединить в себе все сферы жизни. Поэзия и является отправной
точкой для романса.
«Я вижу образ твой» — знаковый романс А. Алябьева, в котором любовь
приобретает характер божественный, где неопределенно, к кому
обращен текст – к объекту любви, к его образу в душе, или вообще к
космосу, к Богу? … ко всему, ко всем его формам. И выбор немецкой
поэзии неслучаен – философия Гёте отражает именно такое
мировоззрение, где жизнь – это борьба за стремление к образу и
сотворение его подобия, отражения. Образ и рождает сочинение,
внутренний мир для автора на первом месте.
Вы услышите мгновения жизненного пути человеческой души,
выраженные в романсах, от самых первых – Алябьева, Варламова,
Гурилева, до Чайковского и Рахманинова. Так же прозвучит и
фортепианная музыка Глинки, Бородина, Балакирева, Рахманинова.
***
Лиза Озёрная и Егор Колесов — уникальный дуэт двух музыкантов, имеющих
различный творческий путь, но единое понимание смыслов, которые стоят
за формой песни, романса. Интерес к поэзии, желание постичь глубинный
смысл сочинений делают их исполнение философским и одухотворенным.
У Егора Колесова богатый опыт игры органе, поэтому его исполнение
богато ритмическими средствами выражения и управления музыкальным
временем. На фортепиано эта свобода обретает новые краски.
Лиза Озёрная имеет опыт пения в разных жанрах, дирижирования
церковным хором и глубокий интерес к песенному жанру, его композиции и
структуре. Ее голосу присуща легкость и чистота, восходящая к образам
духовной музыки.
***
Александр Гурилев (1803-1858)
«И скучно, и грустно» (слова М.Лермонтова)
Александр Варламов (1801-1848)
«Ты не пой, душа-девица» (слова В.Домонтовича)
Александр Алябьев (1787-1851)
«Я вижу образ твой» (слова А.Бистрома (из Гёте))
Александр Бородин (1833-1887)
«В монастыре» и «Серенада» из маленькой сюиты для фортепиано
Михаил Глинка (1804-1857)
Ноктюрн «Разлука»
Жаворонок (слова Н. Кукольника)
Свадебная песня «Дивный терем стоит» (слова Е. Ростопчиной).
Николай Доргомыжский (1813-1869)
«Я все ещё его люблю!» (слова Ю. Жадовская)
«Не скажу никому» (слова А. Кольцова)
Песня Ольги из оперы «Русалка»
Милий Балакирев (1836-1910)
Токката
Николай Римский – Корсаков (1844-1908)
«На холмах Грузии» (слова А. Пушкина)
«Не пенится море, не плещет волна» (слова А. Толстого)
«О чем в тиши ночей» (слова А. Майкова)
Петр Чайковский (1840-1893)
«Кукушка» (слова А. Плещеева)
Сергей Танеев (1856-1915)
«Люди спят» (слова А.Фета)
Сергей Рахманинов (1873-1943)
Два этюда-картины из op.39
«Здесь хорошо» (слова Г. Галиной)
«Маргаритки» (слова И. Северянина)
«Проходит всё» (слова Д. Ратгауза)
«Сирень» (слова Е. Бекетовой)