
Прошла дискуссия «Суть монашеского подвига в современном мире»
«Круглый стол» для монашествующих из епархий СЗФО «Суть монашеского подвига в современном мире» прошел 2 июля в Святодуховском центре по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.
В дискуссии приняли участие монашествующие Архангельской, Вологодской, Калининградской, Карельской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской митрополий, Воркутинской, Нарьян-Марской и Сыктывкарской епархий. Заседание возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Фото: иеромонах Лев (Чихирин)
Он выступил с докладом «Монашеский подвиг в современном мире».
«Эта тема важна для настоящего и будущего Церкви Христовой, — отметил архипастырь. — Вопрос о том, как сохранить и явить миру подвиг монашества в стремительно меняющихся условиях, касается самого сердца церковного бытия. Уже более полутора тысячи лет монашество служит столпом православия, путем особым, трудным, но неизменно благодатным, ведущим ко спасению. Оно являет радикальный ответ на евангельский призыв: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Через отречение от мира и принесение обетов монах устремляется к единственной и непреложной цели — спасению бессмертной души и наследованию Царства Небесного. Каждая эпоха пытается предложить человеку свои, часто ложные ответы на вечные вопросы о смысле жизни. И каждая эпоха бросает вызов евангельской истине. Наше время — не исключение. Мы видим, как погоня за материальным благополучием возводится в абсолют, становясь главным мерилом успеха. Индивидуализм доведен до крайности и порождает авторитаризм, подрывающий любовь к ближнему и чувство общности. Подлинные духовные ценности подменяются суррогатами, понятие свободы трактуется как вседозволенность, отвергаются нравственные устои и ответственность. Эти течения современности представляют собой огромный соблазн для всякого христианина, но особенно для монашествующих, призванных быть солью земли и светом миру».
Владыка подчеркнул, что вопрос, как оградить себя от искушений, найти баланс между служением миру — гостеприимством, делами милосердия, — с неприкосновенностью внутренней кельи сердца, одновременно и простой, и сложный. Простота заключается в том, что суть монашеского подвига неизменна во все времена, она зиждется на вечных столпах иноческой жизни: послушании, смирении, целомудрии. Сложность же в том, что с течением времени появляются новые соблазны. Каждый монашествующий, опираясь на опыт подвижников прошлого, должен дать личный ответ Богу. Суть монашеского подвига — добровольный и радостный отказ от иллюзий, которые предлагает современный мир. Сердце должно быть обращено к Богу, необходимо жить по Евангелию, поддерживать братские и сестринские отношения внутри общины.
Владыка привел слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные в 2017 году насельникам Оптиной пустыни: «Мы не можем уклоняться от того, чтобы владеть современными знаниями, но должны сохранять внутреннюю свободу, чтобы стихии мира сего не разрушили наш внутренний мир. На этом и основывается непреходящее значение монашества. Иноки должны прежде всего хранить веру православную. Хранить так, чтобы убедительно отвечать на вызовы современного мира не только словами, но и опытом своей жизни. Ведь монастырь — это не академия наук и не университет, сюда приходят не за какими-то особыми знаниями. Сюда приходят со скорбями и радостями, чтобы приобщиться к богатому духовному опыту иноков. Поэтому главное в жизни монаха — его внутренний, духовный мир».
Митрополит призвал присутствующих «следовать за Христом по узкому, но единственно верному пути монашеского подвига».
Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин зачитал приветствие председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста. В послании отмечено, что как «Иисус Христос вчера, днесь, и во веки той же» (Евр.13:8), так и монашеский подвиг по сути неизменен. Главная его цель — обретения Царствия Небесного, а пути ее достижения — духовная борьба, трезвение, послушание со смирением и пребывание в памяти Божией с постоянным внутренним обращением к Нему.
Наместник выступил с докладом «Столичный монастырь: аспект подвижничества в истории Александро-Невской лавры».
Владыка Вениамин отметил, что среди монастырей России найдется, быть может, десять таких, насельники которых прославлены за подвижническую жизнь. Принято считать, что монастырь, основанный в столице империи, был своеобразной «кузницей кадров» для высшего духовенства, а идея христианского совершенствования не нашла в жизни лавры должного воплощения. Это не так. В списке прославленных подвижников, имеющих отношение к лавре, — более пятидесяти имен. Самые известные — святой Александр Невский и преподобный Серафим Вырицкий. Владыка назвал также иеросхимонаха Алексия (Шестакова), подвижника благочестия первой четверти XIX века, с которым беседовал на духовные темы император Александр I. Хотя лавру обычно не связывают с темой старчества, отец Алексий был мудрым и прозорливым старцем. Преподобный Феодор Санаксарский, подвижник XVIII века, начавл свой путь в лавре. Связана она и с Оптиной пустынью: несколько ее насельников какое-то время несли монашеский подвиг в обители северной столицы. Среди них — иеромонах Геннадий Оптинский и трое учеников преподобного Льва Оптинского: Аарон (Морякин), Иоанникий Бочаров, в схиме Леонид, и Харитон. Архимандрит Аарон в 1843 году даже был назначен наместником лавры. Преподобный Лев состоял в переписке с отцом Иоанникием, когда тот пребывал в лавре. В начале ХХ века среди насельников лавры был старец Василий, известный подвигом юродства: в любую погоду он ходил босиком и в одном подряснике, непрестанно творил молитву Иисусову. По преданию, одним из его посетителей был император Николай II, о чем свидетельствовал вензель на его посохе. В Собор святых лавры входит сонм преподобных, святителей и новомучеников. Это свидетельствует о том, что лавра не уступала по духовному наполнению другим монастырям. Трагические события ХХ века на шестьдесят лет прервали традиции иноческого жития, и в 1994 году архимандрит Кирилл (Начис) и новые насельники начинали все с нуля.
С сообщением «Монастырские уставы о смысле монашеского подвига в современном мире» выступила настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова). Она рассказала, что в период подготовки к Поместному Собору 1918 года в церковных кругах разгорелась дискуссия о монашестве. Вызвано это было изменениями в церковной и общественной жизни народа в результате реформ 1860-х годов. С одной стороны, наблюдалось расцерковление общества, с другой — приток новых насельников в монастыри. Матушка рассказала об основных точках зрения, бытовавших в то время. Вскоре для русского монашества наступило время испытаний. Несколько монастырей оказались за границей, в частности, в Финляндии, где в 1924 году был принят новый монастырский устав. К 1939 году в СССР не осталось ни одного монастыря. В 1946-м возобновилось монашество в Троице-Сергиевой лавре. Уставные документы XX века отразили суть монашеского подвига — стремления к единению с Богом. Даже простое формулирование и следование этой мысли потребовало в ХХ веке от монашествующих внешнего и внутреннего подвига, связанного с исповедничеством и мученичеством. Современному поколению монашествующих также приходится исповедовать верность своему идеалу и следовать ему с Божией помощью.
Старшая сестра общины преподобного Серафима Вырицкого (Гатчинская епархия) монахиня Елисея (Саморукова) посвятила сообщение подвигу послушания в современном монастыре. Она привела высказывания святых отцов о добродетели послушания и отметила, что наше время характеризуется доступностью духовной литературы и многочисленными искушениями. В монастыри приходят люди, не имеющие опыта послушания. Слабый уровень благочестия в семьях приводит к тому, что послушники имеют множество духовных слабостей. Особенно эта проблема видна в женских монастырях, где новые насельницы не готовы подчиняться более опытным сестрам, не видя в них авторитета. Тем не менее суть монашеского послушания остается той же, что и в древности.
Митрополит Новгородский и Старорусский Лев рассказал о своем опыте общения с настоятелем Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием (Вороновым), другими псково-печерскими подвижниками. Приходилось ему ездить и в Пюхтицкий монастырь, где подвизалась чтимая старица схимонахиня Екатерина. Одна супружеская пара приехала к матушке с Амура за советом… где им сажать картошку. Можно над этим посмеяться, но смешного тут мало: люди готовые переложить на священников, монашествующих всю ответственность за свои поступки. Это опасно, к тому же появилось младостарчество — люди, не имеющие должного духовного опыта, раздают духовные советы. Соцсети пестрят высказываниями неизвестно кого на духовные темы. необходимо быть осторожными. Еще один «бич» монашествующих — мобильные телефоны. В одном монастыре настоятель сказал насельникам, чтобы они отдали ему телефоны. Согласились двадцать процентов, остальные сказали — лучше уйдем из монастыря, но телефоны не отдадим. Такой монах уже не слушает духовного наставника, а читает что-то в смартфоне и этим руководствуется.
Митрополит Варсонофий отметил, что вызовы монашескому житию существовали всегда, начиная с византийских времен, когда процветало иконоборчество. В России император Петр I относился к монашествующим с подозрением, считал их бездельниками. Молодых и здоровых он велел забрать в армию, а в монастырях должны были жить только вдовые священники и немощные. В ХХ веке пришла революция, монастыри стали закрываться, испытанием стало обновленчество. На Афоне, когда патриарх Афинагор принял новый стиль, часть монастырей согласилaсь, а часть воспротивилась. В качестве спасения от вызовов современности правящий архиерей призвал держаться церковных канонов. Главное в монастырях — богослужение, молитва. Службы должны совершаться ежедневно. Он сравнил монастырь с семьей, где слушают старших. Необходимо постоянно творить молитву Иисусову: «И Господь будет говорить в нашем сердце, помогать пройти этот путь, даже если споткнемся, будем каяться , справляться с искушениями и идти дальше».
ИА «Вода живая»,
02.07.25