Епископ Кронштадтский Вениамин
18.01.2025 / Епископ Кронштадтский Вениамин

Епископ Кронштадтский Вениамин совершил вечернее богослужение накануне Крещения Господня

В субботу 18 января 2025 г., в канун Богоявления, епископ Кронштадтский Вениамин, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры совершил вечернее богослужение в составе Великого повечерия, литии и полиелейной утрени в Свято-Троицком соборе обители.

Его Преосвященству сослужил благочинный Лавры архимандрит Никита (Марков) и братия монастыря в священном сане.

Фото: иеромонах Лев (Чихирин)

Диаконский чин возглавил старший иеродиакон Илия (Васильев).

За богослужением пел хор под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

По полиелее сонмом духовенства было торжественно пропето величание праздника.

Содействие в организации богослужения и раздачи святой воды оказала Волонтерская служба Санкт-Петербургской епархии.

***

Богоявление Господне

Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11; Лк. 3: 21–22; Ин. 1: 33–34). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4: 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Христа Спасителя явилось фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (см.: Мф. 28: 19–20).

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.

Последние новости