
Епископ Кронштадтский Вениамин совершил первую пассию Великого поста
В воскресенье, 9 марта 2025 г., епископ Кронштадтский Вениамин возглавил чинопоследование пассии в Свято-Троицком соборе Лавры в сослужении братии в священном сане.
Диаконский чин возглавил иеродиакон Илия (Васильев). За Богослужением пел хор под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).
Были прочитаны главы из Евангелия от Матфея о страданиях и крестной смерти Господа Иисуса Христа. После поклонения Кресту владыка Вениамин помазал духовенство и прихожан освященным елеем.
Фото: иеромонах Лев (Чихирин)
Вторая, третья и четвёртая пассии состоятся 16-го, 23-го и 30-го марта соответственно. Начало богослужения в 17 часов.
Пассия (от лат. passio – страсть, страдание) – особое постовое богослужение, посвященное почитанию Страданий Господа Иисуса Христа.
Чинопоследование Пассии не включено в современный Устав, однако согласно решению Священного Синода с 2019 года она является элементом богослужения Русской Православной Церкви.
Тема Страстей Христовых звучит в ежедневных будничных постовых богослужениях. Однако не у всех есть возможность их посещать, поэтому воскресная Пассия позволяет погрузиться в переживание Страстей Христовых тем, кто не бывает на вседневных богослужениях Великого Поста.
Чин Пассии был составлен в середине XVII века. Она входила в состав повечерия и включала в себя: Евангельское чтение о Страданиях Спасителя, пение стихир Страстной пятницы и Страстной субботы, а также проповедь. В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. С начала XX века этот акафист стал включаться и в чинопоследование пассии.
В годы гонений на Церковь в практике московских и петербургских приходов установился обычай совершать Пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста.
В наше время Пассия служится вечером во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста (иногда — в первое, второе, третье и четвертое). За каждой Пассией прочитываются Евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христа, по две главы каждого Евангелия: на первой – (Мф.26; Мф.27), на второй – (Мк.14; Мк.15), на третьей – (Лк.22; Лк.23), на четвертой – (Ин.18; Ин.19). По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. Священный Синод издал две официальные схемы совершения Пассии — с акафистом Божественным Страстям Христовым и без него.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, которое на Пассии выносится на середину храма.