Епископ Кронштадтский Вениамин сослужил митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию за Божественной литургией
В Неделю 37-ю по Пятидесятнице, попразднство Сретения Господня, 18 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили епископы Кронштадтский Вениамин, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Алексий Скляров, ключарь протоиерей Роман Ковальский с клиром, председатель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский, клирики храмов, ответственные за молодежное служение, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Фото: Станислав Марченко
Пели хор собора под руководством Льва Дунаева, молодежный хор под управлением Ларисы Христич и сводный молодежный хор епархии под руководством Евгении Стахановой.
За богослужением молились представители молодежных общин Санкт-Петербурга.
Чтец храма архистратига Михаила на Долгоозерной улице Олег Михайлов был рукоположен во диакона.
Было зачитано обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня православной молодежи.
«Для назидания мы слушали сегодня евангельское чтение о Закхее, — сказал владыка в проповеди. — Господь направлялся на вольные страдания в Иерусалим, по дороге беседовал с учениками, говорил, что Ему суждено пройти через страдания, Крест и Воскресение. За Ним шла большая толпа, Он двигался по западному берегу Иордана и зашел в Иерихон, чтобы увидеть человека по имени Закхей. И у того было желание увидеть Христа, он много о Нем слышал. Но Закхей был самым презираемым человеком в этом городе: иудеи не любили его за то, что он был мытарем, брал взятки и служил римлянам. Когда он узнал, что толпа двигается через город, а в ней — Христос, забрался на смоковницу, чтобы хотя бы издалека увидеть Его, потому что был небольшого роста. В его сердце уже было желание исправиться, но сил не хватало, он был рабом страсти сребролюбия. Увидев Закхея на дереве, Спаситель сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Все, кто был рядом, возмутились: как это так, что, Иисус не знает, кто такой Закхей? Мы видим, что Господь не смотрел, святой перед Ним человек или совсем негодный. И этот грешник, узнав о Христе, пожелал Его увидеть! И удивительно — это желание исполнилось, Христос посетил его дом. Мытарь растрогался и сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Только одно присутствие Христа в доме сразу сделало переворот в его душе. И Господь сказал, что ныне пришло спасение самому Закхею и всему его дому. Вот так Бог действует на нас, если мы впускаем Его в дом своей души».
«Мы стоим на пороге подготовительных недель к Великому посту и должны посмотреть, что надо в нас исправить, — продолжил архипастырь. — У всех есть грехи, от них надо избавляться. Можно измениться, если только благодать Божия коснется нашего сердца. Надо всегда иметь пример Закхея перед глазами — как за один день, час можно стать совершенно другим человеком. Я хотел бы приветствовать нашу молодежь. Рад, что вижу вас в Исаакиевском соборе, что вы сегодня пришли в дом Господень. Читая жития святых, мы видим, что почти все они были верующими с детства — преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский. Есть среди святых и те, кто приходил к вере в конце жизни и спасался, но таких единицы. Большинство тех, кто стали святыми, посвятили Христу всю свою жизнь от самой юности, даже от младенчества. Если мы хотим быть в числе спасенных, в числе святых, то не должны упускать ни дня нашей жизни, тем более — молодой. Сегодня столько соблазнов, искушений — нужно держаться».
«Удержаться от соблазнов можно, если мы будем находиться в корабле Церкви. Только здесь можно услышать призывы к духовной жизни, узнать о вечных ценностях. Мир этому не будет вас учить. Он непостоянен, колеблется, как вода: сегодня в нем говорят «осанна», а завтра — «распни Его». Так меняется настроение толпы, лишенной Бога. Толпа становится народом, когда она с Богом, и мы должны быть с Ним: держаться за Него, иметь страх Божий, молиться, терпеть, быть мужественными, любить Родину, защищать ее всеми силами. Тогда Господь поможет в борьбе, которая ждет каждого из вас. Кому-то предстоит семейная жизнь, кому-то монашеская, если Бог даст. Кто-то, может быть, пойдет в семинарию — двери открыты. Хотите создавать семьи — создавайте, но не грешите до брака, надо жить, как положено, как учит Церковь. В любом случае желаю вам счастливой жизни, а она может быть только с Богом, если будете исполнять Его заповеди. Жить по заповедям — великое счастье, милость Божия. Заповеди даны нам для счастья. Нарушая их, мы делаем себе плохо, так поступать нельзя. Желаю молодежи, чтобы побольше друзей вы приводили в Церковь. Желаю вам помощи Божией в трудах и заботах о вечном спасении», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Собору были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.
Правящий архиерей преподнес директору ГМП «Исаакиевский собор» Юрию Мудрову изображение Кувуклии в храме Гроба Господня. Ответным подарком стала Казанская икона Божией Матери.
Председатель городского комитета по молодежной политике Богдан Заставный был награжден медалью апостола Петра.
Знаком благоверных князя Ярослава и княгини Анны за многодетство отмечены Руслан и Лариса Талиповы (пятеро детей), Евгений и Татьяна Брагины (шестеро детей), Илья и Юлия Кузнецовы (пятеро детей), Сергей и Лариса Герегины (шестеро детей), Виталий и Вера Степаненко (пятеро детей).
Руководитель городского отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Владимир Иванов зачитал приветствие губернатора Александра Беглова.
Всемирный день православной молодежи отмечается 15 февраля, в православный праздник Сретения Господня. Идея празднования принадлежит Всемирному православному молодежному движению «Синдесмос» (в переводе с греческого — «единство духа в союзе мира»). Всемирное братство православной молодежи «Синдесмос» было создано в 1953 году во Франции группой молодых православных богословов, в которую входили, в частности, протоиерей Иоанн Мейендорф и протопресвитер Александр Шмеман. В том же году стал отмечаться и Всемирный день православной молодежи. С 2002 года праздник получил распространение и в пределах Русской Православной Церкви.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.
ИА «Вода живая»,
18.02.24