Епископ Вениамин посетил Юсуповский дворец
Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин посетил 15 января Юсуповский дворец. Его сопровождали насельники лавры архимандрит Авель (Апанович), секретарь иеромонах Алексий (Степанов), иеродиакон Илия (Брусиловский), а также руководитель пресс-центра монастыря и сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова.
Владыку Вениамина встретил настоятель дворцовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы иерей Вячеслав Порш. Экскурсию по дворцу провела методист Екатерина Масленникова.
Юсуповский дворец был построен в XVIII веке для графов Шуваловых и уже позднее куплен князьями Юсуповыми. В период с середины XIX по начало XX века здесь жило четыре поколения знаменитой семьи. Их истории посвящена экспозиция в помещении бывшего домашнего музея. Род Юсуповых – древний, имеет татарские корни. Родоначальник Юсуф-мурза был глава Ногайской орды. Сначала они были мусульманами, но в конце XVII века приняли православие. Абдул-мурза стал князем Дмитрием Юсуповым. Существует легенда, что за вероотступничество род Юсуповых был наказан: в каждом поколении до взрослого возраста доживал только один ребенок, остальные умирали, не достигнув 26 лет.
Осмотр начался с парадной лестницы, которая появилась во дворце в середине XIX века. Князь Николай Борисович Юсупов был дипломатом и ценителем искусства, многое в убранстве дворца, а также экспонаты для домашнего музея были куплены им в Европе. Украшения парадной лестницы, включая богатую люстру, были привезены им из Франции.
В Гобеленовой гостиной экскурсовод рассказала, что правильно называть знаменитые безворсовые ковры шпалерами. Слово «гобелен» произошло от производителей шпалер, владельцев королевской мануфактуры братьев Гобеленов, и прижилось в России. В гостиной Юсуповского дворца представлены живописные имитации шпалер, подаренных княжеской семье Наполеоном. Оригиналы сегодня выставлены в Эрмитаже. Когда в 1925 году дворец был национализирован, здесь устроили Дом учителя. Все сокровища, в том числе экспонаты домашнего музея, были перевезены в Эрмитаж, Русский музей и частично возвращены в имение Юсуповых Архангельское.
Гости посетили домовый Покровский храм. Собственная церковь появилась во дворце в начале 1880-х годов. Князь Николай Юсупов устроил ее в память о супруге княгине Татьяне Александровне. С храмом были связаны все наиболее значимые события в жизни семьи. После революции церковь пришла в запустение и была переоборудована в лекционный зал. Работы по восстановлению храмового интерьера начались в 2005 году. В 2014 году Покровская церковь была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием.
После храма гости осмотрели покои княгинь Юсуповых – гостиную, фарфоровый и персидский будуары, туалетную комнату и спальню. Интересно расположение последней – прямо посреди парадных залов. В начале XIX века это была парадная спальня, в которой не спали, а принимали посетителей. Подобная мода была заимствована из Франции. Позднее комната стала обычной спальней, ее соединили с жилыми помещениями на первом этаже специальной дверью.
Из спальни можно пройти в Большую ротонду. По законам классической архитектуры она должна находиться в центре анфилады парадных залов, однако в Юусуповском дворце этот закон нарушен: одна из дверей ротонды – фальшивая и лишь создает видимость продолжения галереи.
В так называемой анфиладе цветных гостиных обычно накапливались гости, прибывшие на бал. В Синей и Красной гостиных на стенах сохранился подлинный шелк, интерьеры дошли до наших дней практически без изменений. Зеленая гостиная отличается от предыдущих строгим классическим интерьером, здесь была приемная.
Производят впечатление большие парадные залы — танцевальный и банкетный. Банкетный зал больше танцевального. Танцевальный зал освещали около 400 свечей одновременно. Банкетный зал занимает два этажа. Два балкончика над залом были предназначены для музыкантов. Люстры выполнены из папье-маше.
Римская триумфальная арка и лестница являются входом в домашний театр. Лестница появилась после расширения театра по желанию княгини Зинаиды Юсуповой. По ней гости спускались в партер. Такой театр внутри дворца был только у Юсуповых. Он создан как образец европейского театра XVIII века. Рассчитан на 150 мест. Сохранились подлинные стулья с набивкой из конского волоса и сушеной водоросли.
На первом этаже дворца находятся жилые комнаты, которыми пользовались ежедневно. В Музыкальной гостиной находилась коллекция старинных музыкальных инструментов. Сохранился механический шкаф-орган, который до сих пор действует.
Гостиная Генриха II исполнена в стиле французского ренессанса. В ней находится копия камина из Лувра. Вся мебель сделана из массива груши.
В Кабинете князя с библиотекой гости осмотрели скрытую лестницу для доступа к книгам на верхних стеллажах и сейф, в котором хранились редкие книги.
Необычно выглядит Мавританская гостиная, вдохновленная испанской Альгамброй.
В конце экскурсии гости посетили так называемую половину молодых, устроенную для князя Феликса Юсупова и его супруги Ирины, племянницы императора Николая II. Они толком не успели здесь обжиться, поскольку обустройство этой половины дворца началось в 1914 году, а через пять лет Юсуповы покинули Россию. Интерьеры доделывали уже советские мастера.
По желанию князя Феликса здесь была устроена «холостяцкая» квартирка – гарсоньерка. Он предполагал жить здесь, когда оставался один во дворце, чтобы не задействовать остальные помещения. В гарсоньерку 16 декабря 1916 года был приглашен Григорий Распутин. Здесь он был убит заговорщиками, в числе которых был Феликс Юсупов. Сегодня в кабинете князя и в подвале, где располагалась небольшая столовая, устроена экспозиция с восковыми фигурами, посвященная убийству Распутина.