Иконы с частицами мощей прп. Иустина Челийского и свт. Николая Сербского прибудут в Александро-Невскую Лавру
Накануне дня преставления святого благоверного великого князя Александра Невского, в понедельник, 5 декабря 2022 года, в дар из Сербии в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру прибудут иконы с частицами святых мощей преподобного Иустина Челийского и святителя Николая Сербского (икона святителя Николая будет доставлена позже по техническими причинам). Святыни будут выставлены в Свято-Троицком соборе обители и доступны для всех желающих помолиться святым Сербской земли.
Николай (Велимирович), святитель, епископ Охридский, появился на свет 23 декабря 1880 года в Сербии. В младенческом возрасте был крещен под именем Николай. Родители будущего святителя были людьми верующими и набожными. Заботясь об образовании сына, они отдали его на обучение в школу при обители.
После школы Николай поступил в гимназию в Вальево. По окончании 6 класса ученика приняли в Белградскую семинарию. В это же время молодой автор публиковал свои статьи в газете «Христианский благовестник», выступал с речами. По окончании семинарии помогал проводить службы в церкви и преподавал в селах Валуева. Чуть позже будущий священник отправился учиться в Швейцарию, где защитил докторскую диссертацию. Следующий год провел в Оксфорде, написал научную работу по философии в Женеве.
К середине осени 1909 года Велимирович вернулся в родные края, и вскоре заболел. Веря в Бога и его милосердие, дал обет: в случае выздоровления станет священником. Как только Господь даровал исцеление, то выполнил свое обещание и в конце года стал священником. Через некоторое время митрополит Димитрий отправил отца Николая в Россию. После возвращения на родину священник преподавал в Белградской семинарии. Он продолжил печатать в газетах свои статьи о вере. Ездил по Сербии с лекциями, благодаря которым стал известным.
Во время войны отец Николай вдохновлял воинов на подвиги, исповедовал и причащал их. Свое жалованье отдавал нуждающимся. При этом сам терпел лишение и нужду, из-за чего долгие годы серьезно болел. В 1915 году по указу правительства отправился в США и Великобританию. Там священник рассказывал о тяжелом положении Сербского народа. Ему удалось сплотить верующих христиан. Когда война закончилась, иеромонаха Николая избрали епископом Жичским. Позже его перевели в Охридскую епархию. Вместе с прихожанами восстанавливал монастыри и церкви, занимался благотворительностью. Епископ Николай основал в Битоле приют для сирот, а также организовал и возглавил движение «Богомольское», которое вскоре охватило всю страну.
В 1934 году святителя отправили на Жичскую кафедру, для наблюдения за работой монастырей. Под его руководством были восстановлены многие церкви и обновлена обитель «Жича» — центр духовности и культуры. В начале войны святитель жил в монастыре Войловица. Позднее вместе с Сербским Патриархом попал в концлагерь Дахау. Выжить в этом страшном месте помогала молитва, смирение и упование на Божественное Провидение. После окончания войны американская армия освободила святителя из заключения. Но вернуться на Родину не получилось: епископа объявили пособником оккупантов, а его статьи были запрещены. По Божьей воле Велимирович оказался в Америке, где продолжал рассказывать людям о Христе, участвовать в богослужениях, писать статьи и книги.
Последние годы жизни епископ Николай провел в русском Тихоновском монастыре. Перед смертью святитель исповедовался, причастился и с молитвой отошёл к Господу. Земная жизнь священника закончилась 18 марта 1956 года. Николая Велимировича похоронили на местном кладбище.
Святитель Николай оставил нам много своих сочинений. Самые известные — «Библейские темы», «Вера святых», «Десять Божьих заповедей», «Объяснение Символа Веры». Его труды помогают верующим людям найти ответы на свои вопросы.
Иустин (Попович), архимандрит Челийский, преподобный. В миру Благое Попович, родился 25 марта 1894 года в местечке Вранье, Южная Сербия, в многодетной семье Спиридона и Анастасии Попович. В семи поколениях семьи Попович были священники, вплоть до его деда — отца Алексия. Маленьким мальчиком Благое часто ездил с родителями в Пчиньский монастырь к мощам святого Прохора, чудотворца Пчиньского, подле которых его мать чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни.
В свои школьные годы Благое усердно читал Евангелие и старался жить по нему. Окончив школу он поступил в духовную семинарию святого Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Он проучился там с 1905 по 1914 год. Во время Первой мировой войны был санитаром и пережил отступление сербской армии в Албанию.
1 января 1916 года он был пострижен в монашество с именем в честь святого Иустина, мученика и философа. С группой молодых одаренных семинаристов он был направлен из Скадара в Санкт-Петербург продолжать учебу в духовной академии, откуда вскоре, из-за начавшейся революционной смуты, перешел на богословский факультет в Оксфорд. По окончании учебы и войны вернулся в Белград.
В 1922 году был рукоположен во иеромонаха сербским первосвятителем Димитрием, и начал преподавать в семинарии в Сремских Карловцах. Здесь он познакомился с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким). Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Он преподавал, окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет, но при этом мечтал об уходе на Афон. Вскоре он отбыл в Грецию, где в 1926 году он защитил в Афинском университете докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». По возвращении в Сремские Карловцы отец Иустин начал издавать журнал «Христианская жизнь», в котором регулярно по частям печатал свое исследование «Философия и религия Ф. М. Достоевского», написанное под влиянием митрополита Киевского Антония. Вскоре из Карловацкой семинарии он был переведен в Призренскую.
С конца 1930 года был направлен миссионером к возвращавшимся к Православию русинам в прикарпатских городах — Ужгороде, Хусте, Мукачеве и других. Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С августа 1932 года отец Иустин — преподаватель Битольской семинарии. Вскоре вышел первый том его труда — «Догматики» («Православная философия истины»). Спустя два года он был избран доцент богословского факультета в Белграде, профессором догматического и сравнительного богословия. В 1938 году отец Иустин вместе с другими сербскими мыслителями он основал Сербское философское общество. В 1946 году по указке новых безбожных властей отец Иустин был уволен с богословского факультета и некоторое время провел в тюрьме. По выходе на свободу он некоторое время скитался из монастыря в монастырь.
Наконец, с мая 1948 года он обосновался в монастыре Челие близ Вальева, где стал духовником и подвизался до кончины. Здесь он много времени посвятил писательскому труду, богословским изысканиям, переводческой и издательской деятельности, при содействии своих учеников и будущих видных архиереев Сербской Церкви — иеромонахов Амфилохия (Радовича), Афанасия (Евтича) и Артемия (Радосавлевича). Архимандрит Иустин, свободно владевший кроме родного сербского еще русским, греческим, английским и немецким, много потрудился в качестве патролога, агиографа и догматиста. Его труды, доступные современному читателю, думающему о вечности и ищущему смысл жизни, опираются на учение великий святых отцов Церкви и вошли в сокровищницу православной литературы.
Автор многочисленных духовных произведений, святой Иустин был выдающимся подвижником и исповедником Сербской Православной Церкви. Из-за его противостояния экуменизму «опала» в Челийской обители не прекратилась до конца его земной жизни.
Своим наследникам в монастыре он оставил завещание опубликовать его труды, с тем чтобы чистый доход шел в фонд святого Иоанна Златоуста, с целью, по возможности, возведения в Челийской обители храма во имя святого Саввы Сербского с южным приделом во имя мученика Иустина Философа и северным приделом во имя преподобной Марии Египетской.
Скончался в праздник Благовещения, 7 апреля, 1979 года в Челийской обители. Был погребен у южной стороны алтаря монастырского храма. По его указанию, надгробным украшением служил лишь каменный крест и цветы.