Вход Господень в Иерусалим
Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братия обители совершили Богослужения в Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим.
В шестую неделю Великого поста, неделю цветоносную или ваий мы вспоминает великое событие – торжественное вхождение в Иерусалим Господа и Спасителя Нашего Иисуса Христа, который идет на добровольные страдания ради нас и нашего спасения. Об этом событии сказано у всех четырех евангелистов (Мф.21:1-11. Мк.11:1-11. Лк. 19:29-44. Ин. 12:12-19). Древнейшее указание на праздник принадлежит святителю Мефодию Патарскому, который составил поучение на этот день уже в III веке.
На Утрени после полиелея и чтения Евангелия епископ Назарий, прочитав молитву на благословение ваий (ветвей), освятил их святой водой. Затем во время помазания елеем освященные ваии (вербы) раздавались молящимся, которые стояли с ними до конца Богослужения, изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на встречу Господа при входе Его в Иерусалим. Употребление зеленеющих пальмовых ветвей (в нашей полосе расцветших верб, а, например, в православной Грузии — самшита) служит знамением победы над смертью и Воскресения Христа.
Молитва на благословение ваий подробно раскрывает историю и суть празднуемого события:
«…Го́спода на́шего Иису́са Христа́… ны́не прише́дша во Иерусали́м на во́льную страсть, лю́дие седя́щии во тьме, и се́ни сме́ртней, прие́мше воскресе́ния зна́мения, ве́тви древе́с, и ва́иа фи́ник, воскресе́ние зна́менующе срето́ша (встретили). Сам, Влады́ко, и нас по подража́нию о́нех, в предпра́зднственный сей день, ва́иа и ве́тви древе́с в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́. Да я́коже о́нии наро́ди и де́ти оса́нна Тебе́ приноша́ху, и мы та́кожде в пе́снех и пе́ниих духо́вных, животворя́щаго и тридне́внаго Воскресе́ния дости́гнем…».
Сегодня Господь, как Царь въезжает в Иерусалим верхом, но в знак величайшего смирения на молодом ослике, о чем предсказывали пророки Моисей (Быт. 49), Давид (Пс. 8) и Захария (Зах. 9).
На Литургии читается в этот день Евангелие от Иоанна. Народ, пришедший на праздник (не только местные жители), потрясенный чудом воскрешения праведного Лазаря, выходит навстречу Христу из Иерусалима. Противниками Господа предстают фарисеи (Ин 12. 18-19). В повествование трех других евангелистов противниками Христа выступают жители Иерусалима, которые не знали Его (Мф.21:10-11) и были настроены враждебно (плач Христа об Иерусалиме в Лк.19:41-44). Именно поэтому в Иерусалиме, где никто не имеет веры во Христа, не происходит исцелений.
На Литургии на Малом входе епископ Назарий вручил богослужебные награды патриарха Московского и всея Руси Кирилла священнослужителям Александро-Невской Лавры:
-Архимандрита Авеля (Апановичу) за усердное служение Русской Православной Церкви к празднику Святой Пасхи правом служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отце наш…»
-Архимандрита Нектария (Головкину) за усердное служение Русской Православной Церкви к празднику Святой Пасхи правом служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отце наш…»
-Архимандрита Стефана (Садо) за усердное служение Русской Православной Церкви к празднику Святой Пасхи правом служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы…»
-Игумена Макария (Зеленкову) за усердное служение Русской Православной Церкви к празднику Святой Пасхи наперстным Крестом с украшениями.
-Иеромонаха Зосиму (Хаханову) за усердное служение Русской Православной Церкви к празднику Святой Пасхи палицей.