Собрание игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии
02.11.2023 / Собрание игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии

Состоялось собрание игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии

2 ноября 2023 года под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в епархиальном управлении прошло собрание игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии.

Присутствовали наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятели Троице-Сергиевой пустыни игумен Варлаам (Переверзев), Староладожского Никольского монастыря игумен Филарет (Пряшников), настоятельницы Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), Староладожского Успенского монастыря игумения Евфросиния (Берлизова).

Владыка поблагодарил настоятелей за труды по окормлению обителей — поддержание духовной жизни среди насельников, восстановление церковных зданий и храмов, прием паломников, благотворительную и образовательную деятельность.

Правящий архиерей отметил кадровые изменения. В этом году скончалась настоятельница Староладожского Успенского монастыря игумения Ангелина, на ее место назначена игумения Евфросиния. В Александро-Невскую лавру назначен новый наместник владыка Вениамин, который принял эстафету от епископа Назария. На его плечи легли заботы о реставрации обители.

Митрополит привел статистику по монастырям Русской Православной Церкви: действуют 490 мужских монастырей и 508 женских обителей, объединяющих около 16 тысяч насельников и насельниц. На территории России свыше пятисот монастырей, из них в Санкт-Петербургской епархии — три мужских, три женских и два сестричества.

«Я вижу, что в наши монастыри люди по-прежнему тянутся, поскольку им важно видеть высокий идеал исполнения заповедей Божиих, любви к Богу, где совершается уставная служба, живут и трудятся люди, идейно отказавшиеся от жизни по законам материального мира, — подчеркнул архипастырь. — Всякий понимает, какой глубокий смысл заложен в посвящении всего себя Богу. Помогает мирским людям и самим стараться жить по заповедям Божиим, когда они видят, что при отсутствии мирских удовольствий монашествующие по-особенному умиротворенные, радостные, а главное, знают, зачем живут (многие люди не знают, зачем живут). Как говорит преподобный Исаак: «Если ты будешь истинным монахом и будешь служить только Богу, то мир придет к тебе, как раб, и ляжет у твоих ног». Поэтому важно в монастырях поддерживать дух аскетизма, максимального желания насельников быть со Христом, сохранять уставное богослужение, распорядок трудов и совместных трапез».

Обсуждая тему, что монашествующие вне монастыря часто ходят в мирской одежде, владыка привел вопросы епископа Феофана (Тулякова), бывшего наместника Александро-Невской лавры, заданные от лица братии митрополиту Антонию (Вадковскому) в 1909 году: «Ряд насельников просят разрешить пропуск в лавру после 10 вечера по причине того, что они не успевают вернуться с заседаний различных обществ, в которых они числятся, другие — из гостей из-за неподходящего поезда. Некоторые из братии тяготятся ношением клобука и ходят иногда в город в камилавках и в шляпах, мотивируя это тем, что на идущих в шляпах народ не обращает внимания, а в клобуках неудобно ходить по многолюдным улицам и ездить в трамваях. Поездка же на извозчике сопряжена со значительной тратой денег. В шляпах можно входить во все магазины, куда в клобуках неудобно ходить, особенно затруднительны клобуки для лиц, которые летом любят ездить по дачам. Летом ношение некоторыми монахами черных подрясников затруднительно, и они желают носить цветные и в них путешествовать по гостям и дачам». Митрополит Варсонофий отметил, что сейчас времена изменились, ко всему надо подходить разумно, но все же следует помнить, что если светский человек, например, полицейский, носит форму только при исполнении, а в выходные ходит в гражданской одежде, то монашествующий — всегда «при исполнении», у него не может быть «выходных дней».

Владыка коснулся международного положения, подчеркнув, что сейчас весь западный мир во главе с США ведет войну против России, а защитники нашего Отечества бьются на поле брани в зоне СВО. Он подчеркнул, что в прежние времена монастыри всегда занимали патриотическую позицию, напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла в слове к монашествующим, сказанные в Троице-Сергиевой лавре 8 октября: «С нами святые угодники, с нами преподобный Сергий, с нами величайшая традиция Святой Руси — и мы не можем иначе. И все мы должны молиться, должны воспитывать наш народ в глубокой вере православной, в любви к Отечеству, к преданности традициям наших святых предшественников, среди которых преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, не убоявшийся благословить Димитрия Донского. Он ведь ясно понимал, что это не только духовное, но и политическое деяние, однако тихий старец не убоялся, благословил и затем молился. А в результате — победа. Вот так и Церковь наша не должна сегодня бояться, не должна уходить в сторону, не должна молчать».

В упомянутом обращении Святейший призывает монашествующих не только к молитве, но и к делам любви, в первую очередь — к посещению раненых. Сестрами милосердия в прежние времена были в основном монахини. Монахи тоже должны идти в госпитали и оказывать духовную помощь страждущим воинам.

Владыка призвал настоятелей со всей серьезностью отнестись к словам Предстоятеля и исполнить их, пожелал помощи Божией в трудах, крепкой молитвы и добрых дел.

Игумены и игумении доложили о состоянии дел во вверенных им обителях за год.

ИА «Вода живая»,

02.11.23

Последние новости