Рождество Христово в Александро-Невской Лавре
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра торжественно прославила Рождество Спасителя Нашего Господа Иисуса Христа.
Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братья обители совершили богослужения Великого двунадесятого праздника Рождества Христова.
Суточный круг Богослужения Рождества Христова начинается с вечерни, соединенной с литургией свт. Василия Великого в Навечерие Рождества Христова утром шестого января.
На Вечерни читались восемь Рождественских паремий, прямо или косвенно касающиеся события рождения Спасителя, воплощения Бога. Все эти отрывки из книг Ветхого Завета сосредоточены на Таинстве Боговоплощения. Эти пророчества раскрывают чудо рождения Спасителя от Девы Пресвятой Богородицы, место его рождения, а также, предсказывают о чудесных событиях, связанных с этим Великим Событием.
-Первая рождественская паремия — это отрывок из книги Бытие о сотворении мира. Паремия указывает на то, Кто именно рождается и какому Богу мы поклоняемся. Мы празднуем рождение Того, Кто сотворил всю Вселенную.
-Вторая паремия — книга Чисел – пророчество Валаама о грядущем Спасителе: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко…»
-Третья паремия — пророчество пророка Михея о рождении спасителя в Вифлееме, а также пророчество о Новозаветной Церкви, верной Господу.
-Четвертая паремия — пророчество пророка Исайи о воплощении Спасителя, что произойдет отрасль (потомок) от корня Иессеева, на Котором почиют шесть даров Духа Святаго, а также пророчество о том, что случится после Второго Пришествия Спасителя — Страшный Суд, но Господь принесет мир, примирение и гармонию на эту землю.
-Пятая паремия — пророчество пророка Иеремии из книги пророка Варуха о том, что Господь Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним.
-Шестая паремия – пророчество пророка Даниила. Толкование пророком странного сна царю персидскому Навуходоносору. Образ камня из сна, который оторвется от горы без содействия рук, — это указание на сверхъестественное рождение Спасителя от Девы Марии. Этот камень раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Разные металлы — это языческие царства, которые погибнут, потому что Бог воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится и оно сокрушит и разрушит все царства. Это новое Царство — Новозаветная Церковь, в которой люди будут поклонятся единому истинному Богу Воплотившемуся – Иисусу Христу.
-Седьмая паремия – пророчество пророка Исайи. Боговидец Исайя предсказывает Воплощение Всемогущего Вседержителя Богочеловека: «Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела…»
-Восьмая паремия — самое известное пророчество о рождении Иисуса Христа от Девы Марии, «ветхозаветное Евангелие»: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что значит «с нами Бог»). А также торжественное, восторженное, радостное восклицание пророка Исайи, предвидящего то величие, тот новый мир, ту новую эру, которая нас ждет с Рождением Спасителя: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог».
На основе этого пророчества пелось песнопение «С нами Бог» на Великом Повечерии, с которого начинается Всенощное бдение Рождества Христова. «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли…» — эти слова передают нашу настоящую искреннюю радость, охватывающую всю вселенную в эти дни. Отныне, познавшие Истину – Христа, не боятся ни враг видимых, ни невидимых, ни вечной смерти, потому что с нами Бог, который родился, чтобы пострадать за всех нас на кресте, воскреснуть из мертвых и даровать нам вечную жизнь.
После Божественной Литургии епископ Назарий обратился к прихожанам с праздничным словом:
«Всех вас дорогие отцы, братья и сестры я сердечно поздравляю с этим поистине великим праздником! Сегодня, в эту ночь, Спаситель мира явился на земле как человек, это великая милость, великая благодать даром всем нам от Бога Творца, который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Инн. 3:16). Между Рождеством и Крещением Господнем 30 лет земной жизни Спасителя, а мы будем прославлять Богоявление уже через 12 дней. Наше время скоротечно, бежит вперед, но промысл Божий к нам милостив и вновь и вновь множество раз дает нам пережить заново эти события, взглянуть на свою жизнь осмысленнее и твердо стать на путь спасения — соединения с Богом.
«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Инн. 16:21). А как же мы должны радоваться тому, что родился Сын человеческий, Богочеловек, который открыл нам путь в вечную жизнь. Нам остается принять Его жертву своей жизнью, своей любовью, преданностью…».