Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Александро-Невской Лавре
Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий, братья и прихожане обители торжественно прославили Пречистую Богородицу в день Ее честного Покрова
Рассказ о празднуемом событии явления Божией Матери взят из Жития Андрея Юродивого, который вместе со своим учеником блаженным Епифанием увидел Богородицу, распростершую над собравшимся в храме народом свой омофор.
Согласно Житию, Богородица «высоко» пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после Нее. Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как солнце.
Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 (14) октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел «Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святый отче, и ужасаюсь», — отвечал Епифаний. Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».
Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам в 910 году при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году.
Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный церковный историк Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже.
Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников. Благодаря этому событию Русь приняла первое Крещение.
«Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — читаем мы в Евангелии слова Христа. Одним из таких чистых сердцем был Андрей юродивый. Которому открылось то, что было сокрыто от других людей. Сегодня церковь нам преоткрывает некий занавес в невидимый мир, где Богородица постоянно молится своему Сыну о спасении рода человеческого.