Похвала Богородицы – суббота Акафиста в Александро-Невской Лавре
Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братья обители накануне субботы 5-й седмицы Великого поста совершили Утреню с пением Акафиста Божией Матери.
Особое празднование Божией Матери в 5-ю седмицу Великого поста было установлено Святой Церковью в IX веке в память ее заступничества и избавления Константинополя от нашествия врагов: аваров в 626, персов — в 677, арабов — в 717 годах.
Кондак «Взбранной воеводе…» представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица «Ее города», то есть Константинополя, «избавленного от ужасов» нашествия иноплеменников. В церковнославянском переводе «город Твой» заменено на «раби Твои». «Град» впервые заменили на «раб» в XIV веке, при правке славянских богослужебных книг на Афоне, что отражено в болгарских и сербских рукописях.
Акафист в субботу акафиста прочитывается и поется в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждая часть акафиста начинается и заключается пением кондака «Взбранной Воеводе…», и на каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма. По традиции Александро-Невской Лавры выходят в разные части храма к разным иконам Божией Матери.
Акафист дословно переводится как «неседален», то есть гимн, при пении которого не сидят, в отличии от кафизмы («седален») на которой сидят.
Вопрос с датировкой Акафиста Пресвятой Богородицы не решен однозначно. В рукописной традиции авторство Акафиста Богородице не указывалось, и поэтому в качестве возможных авторов назывались: Аполлинарий Лаодикийский (IV в.), прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Патриарх Константинопольский Сергий I (VII в.), диакон Георгий Писида (VII в.), Георгий Сикелиот (VII-VIII вв.), Патриарх Константинопольский Герман I (VIII в.), инокиня Кассия (IX в.), Патриарх Константинопольский Фотий (IX в.) и другие.
В настоящее время большинство исследователей склонны датировать Акафист Богородице эпохой от императора святого Юстиниана I (527-565 гг.) до императора Ираклия (610-641 гг.) включительно и предположительно приписывать авторство его преподобному Роману Сладкопевцу. Хайретизмы (приветствия «Радуйся…») дописаны позднее — в 20-е гг. VII в. Патриархом Константинопольским Сергием I.