Неделя Всех святых в Александро-Невской Лавре
В первое воскресенье по Пятидесятнице наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братья обители совершили богослужения недели Всех святых.
В песнопениях недели Всех святых Святая Церковь, исчисляя различные чины (лики) святых, напоминает нам о подражании их подвигам и добродетелям. Неделей всех святых оканчивается Цветная Триодь (богослужебная книга в Пасхальный период) и начинается ежедневное пение Октоиха. Это воскресенье является заговеньем на Петров пост, который начнется с понедельника и закончится 12 июля в праздник святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
После Божественной Литургии был совершен чин благословения и освящения новой иконы «Сошествия Святаго Духа на апостолов».
Святая Церковь поставила совершать память Всех святых в первое воскресенье после Сошествия Святаго Духа на апостолов, как нам сообщает синаксарь в неделю Всех Святых, «как бы указывая, что все это произведено чрез апостолов Его пришествием, которое умудрило и просветило происшедших от нашего смешения, восставило их в [прежнем достоинстве человека] для восполнения отпавшего ангельского чина и чрез Христа к Богу привело: одних – мученичеством и кровью, других – добродетельной жизнью и обычаями.
Надлежит знать, что ныне мы совершаем празднование всему, что освятил Дух Святой как Податель благ. Разумею под этим высочайшие и сами участвующие в освящении умы, или девять ангельских чинов, праотцев и патриархов, пророков и священных апостолов, мучеников и иерархов, священномучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, и все лики святых жен, и других всех по имени неизвестных святых, с коими вместе пусть будут и те, что впоследствии явятся. Но прежде всех, во всех и со всеми святыми празднуем Святой, Пресвятой и самих ангельских чинов несравненно превысшей Госпоже нашей и Владычице Богородице и Приснодеве Марии».
В Неделю Всех святых читается отрывок из послания апостола Павла к Евреям, который является как бы гимном Всех святых, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:32-40).