Неделя Ваий в Александро-Невской Лавре
Накануне недели Ваий, 8 апреля 2023 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии обители совершил Всенощное Бдение в Свято-Троицком соборе монастыря.
В шестую неделю Великого поста, неделю Цветоносную или Ваий мы вспоминает великое событие – торжественное вхождение в Иерусалим Господа и Спасителя Нашего Иисуса Христа, который идет на добровольные страдания ради нас и нашего спасения. Об этом событии сказано у всех четырех евангелистов (Мф.21:1-11. Мк.11:1-11. Лк. 19:29-44. Ин. 12:12-19). Древнейшее указание на праздник принадлежит святителю Мефодию Патарскому, который составил поучение на этот день уже в III веке.
Фото: иеромонах Лев (Чихирин)
На Утрени после полиелея и чтения Евангелия епископ Назарий, прочитав молитву на благословение ваий (ветвей), освятил их святой водой. Затем во время помазания елеем освященные ваии (вербы) раздавались молящимся, которые стояли с ними до конца Богослужения, изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на встречу Господа при входе Его в Иерусалим. Употребление зеленеющих пальмовых ветвей (в нашей полосе расцветших верб, а, например, в православной Грузии — самшита) служит знамением победы над смертью и Воскресения Христа.
Молитва на благословение ваий подробно раскрывает историю и суть празднуемого события:
«…Го́спода на́шего Иису́са Христа́… ны́не прише́дша во Иерусали́м на во́льную страсть, лю́дие седя́щии во тьме, и се́ни сме́ртней, прие́мше воскресе́ния зна́мения, ве́тви древе́с, и ва́иа фи́ник, воскресе́ние зна́менующе срето́ша (встретили). Сам, Влады́ко, и нас по подража́нию о́нех, в предпра́зднственный сей день, ва́иа и ве́тви древе́с в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́. Да я́коже о́нии наро́ди и де́ти оса́нна Тебе́ приноша́ху, и мы та́кожде в пе́снех и пе́ниих духо́вных, животворя́щаго и тридне́внаго Воскресе́ния дости́гнем…».
Сегодня Господь, как Царь въезжает в Иерусалим верхом, но в знак величайшего смирения на молодом ослике, о чем предсказывали пророки Моисей (Быт. 49), Давид (Пс. 8) и Захария (Зах. 9).
В сам день праздника епископ Назарий возглавил позднюю Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе Лавры. По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
На Литургии читалось Евангелие от Иоанна. Народ, пришедший на праздник (не только местные жители), потрясенный чудом воскрешения праведного Лазаря, выходит навстречу Христу из Иерусалима. Противниками Господа предстают фарисеи (Ин. 12:18-19). В повествование трех других евангелистов противниками Христа выступают жители Иерусалима, которые не знали Его (Мф. 21:10-11) и были настроены враждебно (плач Христа об Иерусалиме в Лк. 19:41-44). Именно поэтому в Иерусалиме, где никто не имеет веры во Христа, не происходит исцелений.