Неделя святых жен-мироносиц в Александро-Невской Лавре
В третье воскресенье по Пасхе наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братия обители совершили богослужения Недели святых жен-мироносиц.
В этот день мы сугубо прославляем святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Саломию, Иоанну, сестер Марфу и Марию, Марию Клеопову и Сусанну и других с ними, как пишет евангелист Лука (Лк.24:10). Также вместе с женами-мироносица мы прославляем подвиг и святых мужей, тайных учеников Христа – Иосифа Аримафейского и Никодима, которые много пострадали за Христа.
Во время распятия Христа многие женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк.23:49), были там и смотрели издали (Мф.27:55-56; Мк.15:40-41; Лк.23:49; Ин.19:24-27). В евангелии от Иоанна (Ин.19:25) сообщается, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина» вместе с апостолом Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения многие из жен-мироносиц служили Ему, в том числе и «имением своим» (Лк.8:2-3). После смерти Христа некоторые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф.27:59-61; Мк.15:46-47; Лк. 23:53-55). По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк.16:1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд, который состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями.
В богослужении это Недели из всех учеников Христа особенно трогательными чертами описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц. Евангелие от Марка, читаемое на Утрени и на Литургии этой Недели, повествующее о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам, поучает нас, что вера и усердие не остаются без вознаграждения. Усердие мироносиц к Спасителю было вознаграждено прежде всего радостной вестью им о Воскресении Его, а затем и явлением Его Самого.
Синаксарь в неделю жен-мироносиц сообщает нам следующие важные сведения об Иосифе и Никодиме:
«…Женщины были подлинными и самыми первыми свидетельницами воскресения, Иосиф же и Никодим – свидетелями погребения, то есть всего того, что в нашем учении есть самое важное и насущное… Никодим, не склонившийся к единомыслию с иудеями, немедленно отлучается от синагоги. Иосиф же, после погребения тела Господня вверженный иудеями в яму, силою Божией исторгается оттуда и попадает к себе на родину в Аримафею. И Христос по восстании является ему, пребывающему в узах, и вверяет всю тайну Воскресения. Невзирая на многие страдания от иудеев, он не почел возможным тайну эту молчанию предать, но открыто изъяснял происшедшее всем. Рассказывают также, что Никодим в своих сочинениях раньше других подробно изложил все относящееся к страданию и Воскресению Христову, ибо принадлежал к синагоге и в точности знал замыслы и речи, проще же сказать, все дела иудеев…».
Свт. Иоанн Златоуст так говорит об Иосифе Аримофейском: «Иосиф, придя к Пилату, просил тела Иисуса (Мф. 27:58). Этот Иосиф – тот самый, который доселе скрывался; теперь, по смерти Христовой, он одушевился великим дерзновением. Он был не незаметный человек, но знаменитый и знатный, именно почтенный член синедриона. Отсюда особенно можно видеть его мужество. Он отваживался теперь на явную смерть, потому что возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступил, пока не получил его; дерзнул даже не только принять тело и похоронить честно, но и положить в своем новом гробе, чем показал и свою любовь, и мужество. (Беседы на Евангелие от Матфея, Беседа 88:2)
Также о женах-мироносицах: «Видишь ли мужество жен? Видишь ли пламенную любовь их? Видишь ли щедрость в издержках и решимость на самую смерть? Будем и мы, мужи, подражать женам…» (Беседа 88:3)
Поступок же «Благообразного Иосифа, положившего тело господа в новом гробе, — говорит святитель Григорий Нисский, — да будет для нас правилом, чтобы мы, получив Дар Тела и Крови Христовых, не полагали их во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты».
В это воскресенье святая Церковь также совершает память апостола и евангелиста Марка. Марк, он же Иоанн (Деян.12:12), был иудеем, переводчик апостола Петра, записавший тщательно, но не по порядку учение и деяния Христовы, как о них говорил Петр. Мать его Мария упоминается в книге Деяний (12:12), как одна из жен, наиболее преданных вере Христовой: в ее доме в Иерусалиме верующие собирались для молитвы. Марк участвует впоследствии в первом путешествии св. Апостола Павла вместе с другим его спутником Варнавой, которому он приходился племянником по матери (Колос. 4:10). Апостол Петр пишет о нем: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой (I Петр. 5:13). Апостол Павел пишет Тимофею: «Марка возьми с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. 4:11).
Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16:20) и Духа Святого (Мк.13:11) ученики его идут и проповедуют Евангелие всей твари (Мк.13:10; 16:15).
Сегодня отмечает день тезоименитства насельник Лавры иеромонах Марк (Бирюков)