Неделя Антипасхи в Александро-Невской Лавре
В первое воскресенье после Пасхи братия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры совершили богослужения недели Антипасхи, второй по Пасхе — апостола Фомы.
Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы заменой или повторением самого дня Пасхи, отчего оно и называется Антипасхой, то есть (в переводе с греческого) «вместо, напротив Пасхи». В Уставе неделя Антипасхи именуется также Новой, так как в этот день как бы обновляетсяя память Воскресения Христова, то есть вспоминаются события, когда Христос являлся апостолам и женам-мироносицам.
В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием ран Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. В этот день чтением Евангелия на Литургии вспоминается это событие: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:19-33). Поэтому Неделя Антипасхи получила еще название Недели об апостоле Фоме.
В тропаре праздника явившийся Фоме воскресший Господь прославляется как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас «дух правый» («дух правый теми – то есть апостолами – обновляя нам…»)
«Я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́ Спа́се, ми́р дая́ и́м: прииди́ и к на́м и спаси́ на́с» (Ипакои́ канона на Утрени недели Антипасхи).