Неделя 32-я по Пятидесятнице в Александро-Невской Лавре
Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и братия обители в священном сане совершили богослужения недели 32-й по Пятидесятнице.
В этот воскресный день Святая Церковь совершает память преподобного Антония Великого. Сведения о нем содержатся главным образом в житии, написанном святителем Афанасием Великим предположительно в 357 году.
Преподобный Антоний, основатель пустыножительного (отшельнического) монашества, родился в Египте в селении Кома в 251 году в семье состоятельных благочестивых христиан-коптов. С детских лет Антоний Великий посещал храм и внимательно слушал все, что читалось и пелось в храме. Как сообщает свт. Афанасий, Антоний Великий отказался учиться грамоте и жил в родительском доме, не желая сближаться ни с кем из своих сверстников. В возрасте 18 или 20 лет он лишился родителей и вынужден был заботиться о младшей сестре. Однажды в храме он услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел в 300 арур (свыше 80 га), продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф 6. 34), Антоний Великий раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к «известным и верным девам», а сам начал вести монашеский образ жизни возле своего села.
В это же время Антоний Великий посещает «ревнителей» и учится у них жизни аскета, примечая особые заслуги каждого из них в какой-либо добродетели и духовном делании: негневливости, молитве, бдении, знании Священного Писания и других. Под «ревнителями» скорее всего следует понимать предшествующее Антонию Великому поколение аскетов, подвизающихся вблизи селений. Затем Антоний Великий удаляется в гробницу, находившуюся, видимо, недалеко от его родного селения. В 9-й гл. жития агиограф подробно описывает, как Антоний Великий, подвизаясь в этой гробнице, борется с демоническими наваждениями. Около 285 г. Антоний Великий поселяется в заброшенном укреплении на противоположном берегу Нила и живет там затворником в течение 20 лет. Святитель Афанасий сообщает, что многие желали подражать его подвижничеству, а некоторые из знакомых пришли к нему и «силою разломали и отворили дверь» в его жилище. Антоний Великий вынужден был нарушить свое затворничество. Постепенно на горе Писпир (современный Дейр-эль-Меймун) вокруг Антония Великого образуется колония отшельников (около 305 года).
Святитель Афанасий не говорит об Антонии Великом как о первом монахе и упоминает о том, что до Антония Великого «в Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни» (Гл. 9), должно быть имея в виду под «монастырями» кельи отдельных подвижников.
Имя Антоний Великого «стало звеном, связавшим всех отдельных, неизвестно где блуждавших отшельников в братские общины», говорит священник Стефан Лобачевский, жизнь его явилась образцом подражания для многочисленных подвижников как в Египте, так и за его пределами.
Большой духовный авторитет, которым пользовался Антоний Великий у последующих поколений монахов, засвидетельствован более поздними агиографическими источниками, например в «Лавсаике» Палладия Еленопольского рассказано о том, что, когда александрийский юноша Евлогий обращался к живущим с ним по соседству подвижникам с вопросами, те сказали ему: «Великий еще жив, иди к нему», понимая под «Великим» преподобного Антония.
В житии Шенуте (гл. 68-69) египетского монаха Шенуте спрашивают: «Есть ли монахи в этом поколении, подобные блаженному Антонию?» — и он отвечает, что, даже если все монахи этого времени придут в одно место, они не составят одного Антоний Великого. Святитель Афанасий писал, что «в Испанию, в Галлию, в Рим и в Африку дошел слух о человеке, который скрывался и жил в горе» (Гл. 93). Блж. Августин в «Исповеди» приводит пример, как 2 римских чиновника в Трире читали книгу, в которой описана жизнь Антония Великого, и она переменила их жизнь (кн. VIII, 14-15). Житие Антония Великого сыграло определенную роль в обращении к христианской вере и самого блаженного Августина.
В 561 году, при византийском императоре Юстиниане (527–565 гг.) мощи преподобного Антония были перенесены из египетской пустыни в Александрию, в VII веке – в Константинополь, а в X веке – в Галлию (Францию). В настоящее время мощи преподобного Антония Великого хранятся в Сент-Антуан-л’Аббеи в аббатстве святого Антония во Франции.