Неделя 21-я по Пятидесятнице в Александро-Невской Лавре
Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братия обители совершили богослужения недели 21-й по Пятидесятнице.
В этот воскресный день мы прославляем бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Асийских и матерь их преподобную Феодотию. Святые братья были образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого – силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Следуя за Господом, Который во время Своего пребывания на земле исцелил многих страдавших от различных болезней, святые братья возвращали людям главное сокровище земной жизни – здоровье. Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Но не ради своей славы они врачевали недуги, а ради славы Бога, даровавшего им благодать исцелений.
На Литургии читается отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам, посвященный бессребреникам, – так называемый «Гимн любви», в котором приводится 16 критериев истинной любви (1Кор. 12:27-13:8).
Апостол Павел пишет послание к Коринфской Церкви, в которой христиане уже преуспели в церковной жизни, в церковных талантах и дарованиях Святаго Духа. Он говорит, что «вы имеете дары апостольства, пророчества, учительства, исцелений, чудотворений, управлений». Но затем добавляет, словно отрезвляя их, говоря, что есть путь лучший, путь восхождения, совершенства:
«Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
«Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне (даром) приясте, туне дадите нам» (тропарь святым).