Неделя 20-я по Пятидесятнице в Александро-Невской Лавре
Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братья обители совершили Богослужения Недели 20-й по Пятидесятнице.
В этот воскресный день на Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки – притча «О богаче и Лазаре» (Лк.16:19-31).
«…умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения…»
По смерти душу Лазаря приняли ангелы. Находясь у ворот богача, видя, как другие наслаждаются, он не роптал, не хулил Бога и не поносил роскошную жизнь богача. По этой причине он попал после смерти на Лоно Авраамово и разделил с Авраамом его посмертный жребий, получив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.
Архиепископ Аверкий (Таушев), комментируя данную притчу, пишет, что фраза «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» означает наличие у людей Закона, следуя которому, можно избежать попадания в место мучения. Говоря об отказе Авраама послать Лазаря к братьям умершего богача, архиепископ Аверкий замечает, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Священном Писании, то всякие другие уверения окажутся также напрасными. Неверующий, пораженный даже необычностью явления умершего, потом всё же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.