Монашеский постриг в Александро-Невской Лавре
19 апреля в Великий вторник на Страстной седмице наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий в Свято-Троицком соборе Лавры совершил монашеский постриг диакона Анатолия Новоселова.
Диакон Анатолий принял монашеский постриг с именем Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского.
Помолиться о новопостриженном монахе после вечернего Богослужения на монашеский постриг (чин пострижения в малую схиму) собрались братия и прихожане монастыря. После пострига епископ Назарий обратился к монаху Амвросию с напутственным словом.
Перед пострижением послушник (инок, священнослужитель) ползет по полу из притвора храма к амвону в знак смирения к игумену, словно ко Христу, к своему спасению, как сын из притчи «о блудном сыне» (Лк. 15:11-32), припадающий к своему отцу, и в белых одеждах, в символ чистоты обнаженной перед Богом души. Поэтому в это время поется песнопение состоящее из слов блудного сына из одноименной притчи:
«Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою».
От посторонних взглядов ползущего послушника своими мантиями ограждают сопровождающие монахи. Игумен (наместник монастыря) испытывает твердость постригаемого вопросами и предупреждениями о трудности монашеского бытия, за которое необходимо дать ответ Богу на Страшном суде. Постригаемый произносит обеты: послушания, безбрачия (целомудрия) и нестяжания. Чтутся молитвы. Затем игумен трижды бросает ножницы и требует от постригаемого со смирением их поднять. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и нарекает ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира и от прошлой жизни. После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, клобук, сандали и получает четки, как меч духовный, который есть глагол Божий, то есть молитва.