Икона Крещения Господня
19.01.2022 / Икона Крещения Господня

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Братия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры торжественно прославили Святое Богоявление – Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Богослужения великого праздника Крещения Господня начинаются с вечерни, соединенной с литургией свт. Василия Великого в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) утром накануне 18-го января.

На вечерни читались тринадцать Крещенских паремий, главным действующим «лицом» в которых является вода. На примере чудесных событий Ветхого Завета раскрывается сила и благодатное предназначение главного вещества Вселенной — воды, из которой Бог творит мир, которая составляет большую часть состава живых существ, которая участвует во всех земных процессах и является источником жизни.

-Первая Крещенская паремия — отрывок из книги Бытия о сотворении мира. Как при сотворении мира Дух Божий вдохнул жизнь в мировой океан, так и сейчас делает воды крещения очистительным средством.

-Вторая паремия – отрывок из книги Исход о переходе Израиля через Красное (Чермное) море. Как тогда, так и сейчас вода является проводником силы Божией.

-Третья паремия – отрывок из книги Исход о чудесном превращении в пустыни горького соленого источника воды «Мерры» при помощи древа, прообразующее собой древо Крестное, в сладкий пресный источник воды. Это напоминает нам о силе Божией, Крестом преобразующей горечь в сладость во всех проявлениях.

-Четвертая паремия – отрывок из книги Иисуса Навина о том, как чудесным образом остановилось течение воды реки Иордан, когда в нее входили с ковчегом Завета. Эти строки о переходе Иордана еще в Ветхом Завете обращают наше внимание на эту реку, ставшую в жизни Спасителя купелью Его крещения. Как в древности Иисус Навин в чудесном переходе через Иордан увидел подтверждение обетования Божия быть с ним, так и в новозаветные времена Иордан слышал голос Отца Небесного, который засвидетельствовал перед всеми посланничество Сына Своего для спасения мира.

-Пятая паремия – отрывок из 4-ой книги Царств о том, как чудесным образом расступились воды реки Иордан, когда по ней ударил своей милотью (плащом) пророк Илья и затем прошел по сухому пути с пророком Елисеем. В этом мы видим прообраз другого чуда: явление в Крещаемом на Иордане Спасителя мира, Который открывает всем новый путь ко спасению — путь веры в Него и исполнения Его заповедей.

-Шестая паремия – вновь отрывок из 4-ой книги Царств о том, как Нееман по повелению пророка Елисея, омывшись в водах Иордана, очистился от проказы и тело его обновилось. Очищение Неемана является прообразом Крещения, очищающего от всякой нечистоты.

-Седьмая паремия – слова Господа из книги пророка Исайи: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». Эти слова раскрываются во время крещения Господа и прообразуют таинство Крещения в Церкви, которым омываются грехи.

-Восьмая паремия – отрывок из книги Бытия о переходе Иакова через Иордан. Вновь вспоминается Иордан — место многих удивительных и славных явлений силы Божией в истории Израиля.

-Девятая паремия – фрагмент из книги Исход о спасении в водах реки Иордан лежащего в корзинке младенца Моисея. Так и в Hовозаветной Церкви спасение и начало новой жизни вечной и духовной каждый христианин получает в купели крещения.

-Десятая паремия – отрывок из книги Судей о том, как Бог через явление воды (росы) на руне явил Гедеону Свое заступничество и помощь. Вновь вода (здесь роса) являет миру целительную силу благодеяний Божиих. С момента крещения Спасителя благодать Св. Духа как роса оживляет души, увядшие от зноя страстей.

-Одиннадцатая паремия – фрагмент из 3-ей книги Царств о состязании пророка Ильи с жрецами Ваала. Тогда пророк испросил у Бога благодать в виде огня, который пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Огонь, испрошенный у Бога пророком, был прообразом действия Святаго Духа, явленного Богом на Иордане в момент крещения.

-Двенадцатая паремия – отрывок из 4-ой книги Царств о том, как пророк Елисей очистил отравленный иерихонский источник воды, сделал ее здоровой и не было больше впредь от нее ни смерти, ни бесплодия. На Крещение эта паремия читается потому, что в этот день освящаемой воде также испрашивается благодать исцеления душ и телес.

-Тринадцатая паремия – слова Господа из книги пророка Исайи о том, что Бог не оставляет человека своей Благодатью, наполняющей весь мира от севера и моря, Небеса и землю, горы и холмы.

По окончании Божественной Литургии в Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня был совершен чин Великого освящения воды.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Св. Василий Великий говорит: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Последние новости