Епископ Назарий возглавил воскресные Богослужения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре
В Неделю 12-ю по Пятидесятнице, 26 и 27 июля 2023 года, епископ Кузнецкий и Никольский Назарий (быв. Кронштадтский) возглавил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры воскресные Всенощное Бдение и позднюю Божественную Литургию. Владыке Назарию сослужила братия обители в священном сане и духовенство Санкт-Петербургской епархии, которое пришло попрощаться и проводить Владыку на новую кафедру. По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Фото: иеромонах Лев (Чихирин)
По окончании Божественной Литургии от лица братии со словами благодарности к епископу Назарию обратился иеромонах Прокопий (Павлов), затем Владыка, в свою очередь, обратился к братии и прихожанам с прощальным словом:
«Всех, кто сейчас стоит и плачет, прошу успокоиться, иначе я буду считать это проявлением безверия. А не тому я старался вас учить. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3), какие бы должности и места они ни занимали. Только на Бога необходимо надеяться. И никаких «прощальных» литургий не бывает. Прощальной литургией в земном смысле слова будет та, которую каждый священник или епископ будет служить последнюю в своей жизни. Потому что далее, если Бог благословит, ему предстоит служить литургии небесные вместе с Господом нашим Иисусом Христом. Я надеюсь, что Господь еще сохранит меня и свою земную «прощальную» литургию я послужу тогда, когда Он благословит.
Есть два смирения моего нынешнего состояния – человеческое и церковное. Церковь – это очень сложный организм. Есть Церковь земная и Небесная – но они не разделены, это единое целое. Если исходить из человеческого – да, мне жаль, что лица многих из вас я буду видеть очень редко. А то, что я буду их видеть, я точно знаю, ведь мне не закрыта дорога в Санкт-Петербург и в Лавру. При нынешних коммуникациях все очень близко и 1400 км – практически ничто. С церковной точки зрения в решении Синода я вижу только Промысл Божий. Везде и во всем надо его видеть, если Господь так благословил – значит это необходимо.
Хочу сказать, что от тех, кто живет в Пензе и в Кузнецке я не услышал ни одного плохого слова. И самая главная моя надежда, что люди примут меня там как того, кого Господь определил окормлять Его земную паству. Я постараюсь быть таким же, как и здесь.
Сорок два года я в Санкт-Петербурге и почти двадцать семь лет в Лавре. Конечно прирастаешь. Даже дерево, когда его сажают на новое место, с трудом переносит пересадку. А в старом возрасте, чтобы оно прижилось на новом месте – говорю как агроном – дереву необходимо с корнями перенести ту землю, в которой оно было. И тогда оно еще поживет. Я, как «старое дерево», буду считать такой землей, которая будет с моими корнями на новом месте помогать мне прирасти, ваши молитвы, вашу любовь и вашу память. И я приживусь. Чем лучше вы исполните то, что я вам сказал, тем легче я приживусь там и еще может быть принесу какой-то плод.
Я прошу святых молитв братии, прошу не рыдать и не плакать – это все человеческое, от маловерия. А вера — это самое первое. По-человечески я прошу меня простить, если кого-то обидел, во Христе я всех люблю и буду продолжать молиться.
То, что вы сегодня чувствуете, переложите в радость. Потому что Господь благословил меня нести послушание и дальше. Прошу ваших молитв, чтобы люди в тех краях меня приняли с такой же любовью, с которой вы меня принимаете здесь. Я буду стараться нести свое служение по вашей любви и вашими молитвами, дорогие братья и прихожане. Будем радоваться. Я благодарю Святейшего Патриарха, всех благодарю, прошу простить и не прощаюсь. Самое главное – мы все в единой Церкви. Вне зависимости от того, где мы, когда мы приходим в храм Божий, мы должны осознать себя частью единой Церкви – земной и Небесной вместе. Только так мы будем правильно относиться ко всему, что происходит в нашей жизни. Поэтому кто хочет быть со мной – будем в Церкви. Когда мы осознаем себя в единой Церкви, тогда Господь, который пришел сюда ради всех нас, неважно на северо-западе мы или на востоке, пошлет нам одинаковое утешение. А утешение для христиан одно – Спасение о Господе. Это самое главное».