Епископ Кронштадтский Вениамин
16.09.2023 / Епископ Кронштадтский Вениамин

Епископ Кронштадтский Вениамин совершил воскресные Богослужения в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры

16-17 сентября 2023 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Иоасафа Белгородского, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Вениамин совершил Богослужения воскресного дня в Свято-Троицком соборе монастыря в сослужении братии обители. Диаконский чин возглавил иеродиакон Илия (Васильев). За богослужением пел хор под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

После Богослужения братия поздравила Владыку Вениамина с 44-летием.

Епископ Вениамин обратился к молящимся с проповедью. Он напомнил, что разные отрывки из Священного Писания, которые мы слышим за Богослужениями, напоминают нам о земной жизни Спасителя, о его словах и учении, а также о смысле нашей жизни и о том, к чему мы должны стремиться, чтобы спастись.

Владыка еще раз прочел верующим слова из сегодняшнего послания апостола Павла к коринфянам: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4:8-9).

«Что бы в нашей жизни ни случилось – мы с вами не погибнем, потому что Господь рядом. Он участвует в нашей жизни и, даже что-то попуская для вразумления человека, постоянно следит за ним и помогает ему не погибнуть. Разными путями Господь притягивает человека ко спасению. В этом отрывке мы видим любовь Божию к роду человеческому. Любовь – какое удивительно слово, насколько оно велико, как оно объединяет все в себе», — сказал владыка наместник.

Апостольское чтение перекликается с чтением Евангельским, где речь идет о главных заповедях. Епископ Вениамин отметил, что мы обычно подразумеваем под заповедями конкретное направление — то, что мы должны исполнить. А если не исполним, то вроде бы должны получить наказание. Но заповедь – более глубокое и обширное понятие. Это завещание Господа нам, которое мы должны ради своего спасения сохранить и соблюсти, чтобы человек преобразился, изменился, приукрасился.

Когда законник в сегодняшнем отрывке спросил Христа, какая заповедь основная, Он ответил ему вроде бы очень понятно: возлюби Бога – первая, и возлюби ближнего – вторая. Но как исполнить их? Бога легче любить, мы его не видим, только знаем, что Он действует в нашей жизни. А с человеком жизнь прожить сложно. Как полюбить того, кто меня искушает, обижает, мешает? Вроде бы просто, а оказывается нет. А эти две заповеди друг без друга не могут существовать.

«Христос принял природу человеческую, чтобы человека поднять на высокий уровень, — сказал владыка. — Он умалился, по своей воле прошел страшный путь, пострадал ради человека. Бог показывает нам жертвенную любовь: верьте и подражайте Мне, поскольку Я пришел, чтобы вас спасти. Без осознания этого сложно понять заповеди о любви к Богу и ближнему. Господь нам своим примером показал, как надо жить – любить и жертвовать своей жизнью просто так, по великой любви, как Он сам. Господь пришел к нам и учил нас как Богочеловек, любящий нас, учил любви и жертвенности. Желаю, чтобы эти два чувства были в ваших сердцах. И помните, что любовь не имеет границ, она объединяет и соединяет все».

*****

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малоросийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и наконец открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет дьяконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

Последние новости