
Епископ Кронштадтский Вениамин сослужил митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию в Казанском соборе
В Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, 6 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе. Богослужение было приурочено к 100-летию блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Его Высокопреосвященству сослужили епископы Кронштадтский Вениамин, Выборгский и Приозерский Варнава, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, благочинные округов епархии, духовенство митрополии.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
Чтец Никольского собора в Павловске Василий Скляр рукоположен во диакона.
Клирик собора Владимирской иконы Божией Матери диакон Михаил Аксенов рукоположен во пресвитера.
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 100-летия кончины Патриарха Тихона зачитал протоиерей Сергий Куксевич.
Совершено славление перед иконой святителя Тихона. Освящен запрестольный образ святителя Тихона.
«Мы собрались сегодня в нашем кафедральном соборе, чтобы молитвенно почтить память исповедника и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, — сказал владыка в своем обращении. — Завтра исполняется ровно 100 лет со дня его блаженной кончины. Он возглавил Русскую Церковь в тяжелейшее время, когда произошла революция, когда разгорелась Гражданская война, интервенция, впоследствии по нашей земле пронесся страшный голод и — конечно, то было самое тяжелое для духовенства и всего верующего народа — начались безбожные гонения на православную веру. Впоследствии к внешним потрясениям добавились внутренние смуты — богоборческая власть инициировала обновленческий раскол, который должен был окончательно уничтожить церковное единство. Всю эту чашу скорбей святитель Тихон испил до дна, и крест, данный ему Господом вместе с патриаршим достоинством, он понес со смирением и упованием на волю Божию. Предчувствуя свою кончину, на смертном одре он сказал такие слова: «Ночь будет долгая, темная-темная». Ночь безбожия опустилась на русскую землю, и продолжалась многие и многие годы. Тысячи храмов были закрыты и разрушены, десятки тысяч священнослужителей, монахов, мирян приняли мученическую смерть. Но в этой ночи, в этой тьме светил свет — «и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Свет православной веры, который всегда сохранялся, передавался и возжигался в душах людей благодаря самоотверженному служению архипастырей и пастырей, благодаря их верности Господу Иисусу Христу. Конечно, примером и ориентиром в то тяжелое время, для духовенства и верующего народа был патриарх Тихон — своей кротостью и евангельской простотой, которую неизменно отмечали его современники, отзывчивостью и искренней заботой о нуждах паствы, доброжелательностью, любовью, вместе с тем — непоколебимой твердостью, принципиальностью в вопросах защиты Церкви, сохранения единства церковного, мужеством перед лицом испытаний и даже самой смерти. Этими качествами он стяжал искреннюю всенародную любовь и почитание, которое не прекратилось после его блаженной кончины. Поэтому и его прославление в лике святых, которое совершилось в 1989 году, было ожидаемо и воспринялось с большой радостью и воодушевлением, как окончание той самой долгой и темной ночи, предсказанной перед кончиной самим святителем и зарей нового благословенного дня — возрождением Русской Церкви и веры православной в нашем Отечестве».
«Сегодня с особым чувством мы вспоминаем святителя Тихона здесь, в Санкт-Петербурге — городе, с которым многое связано в его жизни, — продолжил архипастырь. — Сюда, в столицу Российской империи, он приехал юношей для получения образования в духовной академии — центре богословской науки, одном из выдающихся учебных заведений нашей Церкви. Здесь же он принял решение о своем монашеском постриге. В 1897 году, после многолетних трудов на ниве духовного образования, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры будущий патриарх Тихон был хиротонисан митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. После хиротонии владыка Тихон еще около месяца пребывал в Санкт-Петербурге, совершая богослужения в столичных храмах и встречаясь с различными церковными деятелями. Впоследствии не раз участвовал в архиерейских хиротониях, совершаемых в нашем городе — в том числе своего будущего сподвижника — епископа Гдовского Вениамина, который после революции станет митрополитом Петроградским. Бывал святитель в нашем городе и на зимних сессиях Святейшего Синода 1915/1916 и 1916/1917 гг. — во время Первой мировой войны, в бытность архиепископом Виленским. В это время он служил во многих городских храмах — но прежде всего в Казанском соборе на Невском проспекте, который посещал еще во время своей учебы в духовной академии. 11 апреля 1916 года, в понедельник Светлой седмицы, святитель возглавил здесь Божественную литургию. Также он совершил в нашем соборе пасхальные богослужения 1917 года. Но самое известное его посещение северной столицы произошло в 1918 году, в разгар богоборческих гонений, когда он уже стал Патриархом Всероссийским. Близко к сердцу он принимал все то, что происходило в нашем Отечестве, и конечно, в Петрограде — до недавнего времени столице государства, чья церковная жизнь, чьи храмы и монастыри были ему знакомы. В наступившее лихолетье святыни града Петрова подвергались поруганию, уже пролилась здесь первая кровь новомучеников, стоял вопрос о закрытии духовной твердыни города — Александро-Невской лавры».
«В январе 1918 году патриарх Тихон подписывает знаменитое воззвание, в котором были преданы анафеме «открытые и скрытые враги» истины Христовой, с ненавистью, братской междоусобицей и кровопролитием выполняющие по всей стране «дело сатаны». Это воззвание впервые в Петрограде было зачитано здесь, в Казанском соборе, 20 января, настоятелем — будущим священномучеником протоиереем Философом Орнатским. Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Тихона в город на Неве состоялся летом, с 5 по 16 июня 1918 года. Два дня он провел в Александро-Невской лавре. Совершил в Петрограде несколько богослужений — в Исаакиевском соборе, в лавре и Иоанновском монастыре, посетил родную духовную школу. 13 июня (31 мая по старому стилю), в праздник Вознесения Господня, святитель Тихон возглавил Божественную литургию в Казанском соборе. По сообщениям «Церковных ведомостей», собор не смог вместить всех богомольцев. Патриарх «выказал свою радость, что он прибыл для служения в храме Богоматери, дорогом и памятном ему по службам в дни пребывания в Петрограде, для присутствования в Святейшем Синоде». Предстоятель подарил образы: приходскому совету — Казанскую икону Божией Матери, а комитету по постройке пещерного храма святого патриарха Ермогена, которая была им благословлена — икону святителя. После богослужения был совершен крестный ход вокруг собора с чудотворной Казанской иконой и ковчегом с мощами священномученика Ермогена. Вся Казанская площадь и Невский проспект были заполнены богомольцами. Целый день — 15 июня, уделил святитель посещению Кронштадта — его храмов, и отданию долга памяти отцу Иоанну Кронштадтскому, побывал в Андреевском соборе, где служил «всероссийский батюшка», и в его квартире. Везде он встречал радость и поклонение верующих, всюду за ним следовали толпы народа, в том числе рабочие и матросы. Посетил он также Скорбященский храм на проспекте Обуховской Обороны — тогда Шлиссельбургском, почтив память настоятеля храма протоиерея Петра Скипетрова, который принял мученическую кончину в стенах лавры за несколько месяцев до этого. Такие слова сказал святитель Тихон при своем посещении Петрограда: «»…град сей давно мне известен. Я знал его, когда учился в здешней Академии, но я всегда привык его видеть несколько иным. И теперь при посещении этого града невольно вспомнились мне слова пророка Иеремии, как он некогда оплакивал Иерусалим, называя его «вдовицей, видевшей лучшие дни, но испытывающей принижения». Нельзя не заметить увядания этого града. Вместе со всею матерью-Родиной нашей большие терпит он скорби и поношения. Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения… Но я взираю на вас с утешением, потому что вы знаете, в чем заключается наше спасение. Спасение в Церкви Божией, в вере нашей в Бога». Град наш, как и все Отечество, действительно претерпевал скорби и лишения, святыни его были поруганы или разрушены. Здесь, в Казанском соборе, на протяжении десятилетий, как бы в насмешку, действовал музей атеизма. На месте, где стоял патриарх Всероссийский Тихон, впоследствии располагались музейные экспозиции с антирелигиозной пропагандой. Но, сегодня, собравшись здесь, в этом кафедральном соборе, за торжественным богослужением, объединившим множество священнослужителей и мирян, мы понимаем, что слова святителя были верны — спасение наше пришло через православную веру. И когда возродилась она в нашем народе, тогда возродились и наши святыни, наши храмы и монастыри. Мы сохраняем сегодня память о выдающемся иерархе и первосвятителе нашей Церкви — Святейшем Патриархе Всероссийском Тихоне, строим в его честь храмы — отрадно, что у нас, в Северной столице таких будет несколько, проводим просветительские мероприятия, конференции, знакомим с его жизнью и служением нашу молодежь. И конечно, в нынешнее благоприятное для Церкви время, исполненное многих милостей от Господа, с благодарностью его вспоминаем и обращаемся с горячей молитвой: «Святителю отче Тихоне, моли Господа Сил, да возродится русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит дивного во святых Своих Бога, в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа во веки веков», — завершил свое слово митрополит Варсонофий.
Собору подарена икона Благовещения.
Правящий архиерей освятил мемориальную доску святителю Тихону в память о его богослужениях в соборе, установленную при содействии благотворительного фонда «Алеша».
Патриарх Московский и всея России Тихон (в миру Василий Беллавин) родился 19 января 1865 года в семье священника. Окончил Псковскую духовную семинарию и СПбДА. 14 декабря 1891 года принял постриг в честь святителя Тихона Задонского (1724-1783). В 1897 году был хиротонисан во епископа Люблинского. Служил в Северной Америке (1898-1907), где много сделал для распространения православия. Был инициатором перевода богослужения на английский язык и участвовал в подготовке изданий. С 1907 года — архиепископ Ярославский, с 1914-го — архиепископ Виленский и Литовский. Повсюду пользовался авторитетом и доверием священнослужителей и паствы. 23 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его на Московскую и Коломенскую кафедру. За несколько месяцев до этого, 2 марта 1917 года, в день насильственного отрешения от престола императора Николая II, в Коломенском был обретен чудотворный Державный образ Божией Матери. Владыка стал одним из составителей службы и акафиста иконе. 15 августа 1917 года открылся Поместный Собор Православной Российской Церкви. Митрополит Тихон был избран Патриархом. Последний период его жизни был восхождением на голгофу — аресты, заключение в Донской монастырь. Святитель отошел ко Господу 7 апреля 1925 года.
ИА «Вода живая»,
06.04.25