Государственный Русский музей (Михайловский дворец)
20.01.2025 / Государственный Русский музей (Михайловский дворец)

Делегация Александро-Невской лавры посетила выставку произведений Карла Брюллова

Делегация Александро-Невской лавры во главе с наместником епископом Кронштадтским Вениамином посетила 20 января выставку «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова». Она проходит в Русском музее (Михайловском дворце) до 12 мая 2025 года. В экспозиции представлено около 160 полотен и 200–250 акварелей и рисунков кисти выдающегося художника XIX века Карла Брюллова. Кроме Русского музея, произведения для выставки предоставили многие другие российские музеи и частные собрания.

Фото: иеромонах Лев (Чихирин)

Осмотр начался с автопортрета художника, созданного для галереи Уффици во Флоренции. Галерея сама обратилась к Брюллову с просьбой о портрете, это означало мировое признание его таланта. В то время он как раз закончил свою известную картину «Последний день Помпеи», стал европейской знаменитостью. Портрет не был дописан, поскольку художник срочно отправился в Россию по вызову императора Николая I, который хотел сделать его главным придворным художником.

Одной из самых известных картин Брюллова, написанных еще до Помпей, стал «Итальянский полдень». Это стало началом его истинной творческой свободы. Картина была написана в Италии по заказу императорской семьи. Ее раскритиковали в Обществе поощрения художников, которое спонсировало зарубежную поездку Брюллова после Академии художеств. По их мнению девушка, изображенная на картине, не соответствовала классическим канонам красоты – она должна быть стройнее и моложе. Но Брюллов хотел изображать жизнь такой, какая она есть на самом деле. И поэтому, получив замечание, он пишет, что за неимением изящной скульптурной натуры был вынужден обратиться к приятной и живой.

Зал, где экспонируется «Последний день Помпеи», по задумке кураторов выставки изменен: пол поднят почти на два метра, чтобы создать у посетителей иллюзию восхождения, своеобразного возрастания до уровня этой картины. Такой театрализованный яркий эффект мог бы понравиться и самому художнику, который работал как настоящий театральный декоратор, когда писал огромные произведения. «Последний день Помпеи» действительно веха в истории русской живописи. 6,5 метров длиной, 4,5 метра высотой, 6 лет работы. Тема тогда была очень популярна — это последний день города Помпея, 24 августа 79 года н.э. Тогда произошло страшное извержение вулкана Везувия. В результате этого стихийного бедствия погибло 2000 человек.

Отличительной особенностью брюлловского сюжета является то, что люди на его картине в ужасе и панике пытаются спасти не столько самих себя, сколько родных и близких. Жених несет на руках невесту, двое молодых людей спасают пожилого отца, молодая женщина, упав с колесницы и разбившись насмерть, защитила своим телом ребенка. Единственный отрицательный персонаж на картине – языческий жрец, который несет в руках сокровища. Он противопоставлен христианам на переднем плане – священнику и молодой матери с дочерьми, которые смиренно ожидают своей участи. Другой христианский символ, который можно найти на полотне – мертвый щегол. По легенде эта птичка вытащила шип от тернового венца, впившегося в лоб распятого на кресте Христа. Капля крови Господа окрасила голову щегла в красный цвет.

Большинство женских персонажей «Последнего дня Помпеи» похожи. В них художник запечатлел свою возлюбленную графиню Юлию Самойлову. Себя он также изобразил на картине в образе молодого художника, который несет на голове ящик с инструментами и пытается запомнить ужасающее, но в то же время прекрасное зрелище извержения вулкана.

Картина представлена на выставке после масштабной реставрации. Специалисты Русского музея очистили ее от старого лака, и оказалось, что цветовая гамма произведения более холодная. «Последний день Помпеи» произвел фурор среди ценителей искусства XIX века. Александр Пушкин посвятил ей стихотворение, а Николай Гоголь в хвалебной статье назвал «воскресением русской живописи». Произведение прославило Брюллова и подарило ему прозвище «великий Карл», которое дало название выставке. В дальнейшем он станет преподавать в Академии художеств, станет придворным живописцем.

Многие заказывали Брюллову свои портреты. На выставке можно увидеть портрет знаменитого баснописца Ивана Крылова с «мертвой» рукой. Так получилось, что художник не успел дописать руку на портрете за сеанс, затем они с Крыловым долго не могли встретиться. Когда баснописец скончался, с его руки сняли гипсовый слепок, по которому один из учеников Брюллова дописал портрет.

На картине «Всадница» из Третьяковской галереи изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой Джованина и Амацилия Пачини. Они были дочерьми итальянского композитора Джованни Пачини. Картина была написана по заказу графини и находилась в ее собрании более сорока лет. На склоне лет Юлия Павловна разорилась и ее имущество, включая коллекцию картин, было распродано. «Всадницу» приобрел Павел Третьяков. Долгое время считалось, что на картине была написана сама Юлия Самойлова. Впоследствии всадница была аттрибутирована искусствоведами как Джованина Пачини.

Интересна картина «Смерть Инес де Кастро». Карл Брюллов написал ее за семнадцать дней. После завершения «Помпей» у него было много недоброжелателей, и как-то в споре один из них выкрикнул, что за большой срок хорошую картину способен написать любой художник, а за короткий – лишь единицы. Брюллов вызов принял и написал картину на известный сюжет из истории Португалии XIV века. Прекрасная аристократка Инес де Кастро была возлюбленной наследника португальского престола принца Педру. Против их отношений был король Афонсу IV, который во время отъезда принца, приказал убить Инес и ее детей от Педру. После смерти отца, став королем Педру I Справедливым, он повелел достать из гробницы тело Инес и короновал ее как королеву Португалии, заставив придворных целовать руку мумии.

Хорошо известен портрет графини Юлии Самойловой с воспитанницей Амацилией Пачини в карнавальных костюмах. Брюллов не дописал его, оставив лишь намеченными задний план. Юлия Павловна Самойлова была одной из самых богатых и просвещенных женщин своего времени. Она оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни Италии, где жила после разрыва с мужем. Графиню связывали с Брюлловым длительные любовные отношения, она была его покровительницей и музой. Художник написал множество портретов Юлии Самойловой.

На выставке представлен портрет жены Брюллова Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра. Брак с 18-летней красавицей продержался месяц. Петербургское общество винило в разрыве самого художника. Исследователи считают, что он был оклеветан родней жены, которая имела любовную связь с одним из своих близких родственников.

После неудачного брака Карл Брюллов, который по вероисповеданию был лютеранином, активно обращается к религиозной живописи. Он даже состоял в переписке с будущим святителем Игнатием (Брянчаниновым), который не оставлял надежду склонить художника к монашескому постригу.

В 1843 году Брюллов в числе лучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Ему было предложено расписать плафон большого купола. На выставке можно увидеть монументальные подготовительные эскизы с изображениями святителя Николая Чудотворца, апостолов Петра, Симона и Иоанна, а также Христа в узах. Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ. Его просьба была удовлетворена. К этому времени он уже написал почти все основные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу Петру Басину оставалось только дописать фон и создать несколько картин для оформления центрального пространства храма по картонам Брюллова.

Еще одним большим произведением художника на историческую тему стала неоконченная картина ««Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Брюллов написал ее по заказу императора Николая I, который после триумфа «Помпей» предложил живописцу создать полотно на сюжет из русской истории. Картина написана с истинно брюловским размахом, в ней чувствует его яркий темперамент и харизма. Героическая оборона Пскова спасла нашу страну от окончательного военного поражения в затянувшейся Ливонской войне. По мирному договору польский король вернул все отнятые у России территории. Об этом должна была говорить картина и отсюда такая духоподъемность этого произведения, его яркая, насыщенная цветовая гамма. Брюллов подчеркнул роль Церкви в тех событиях, сделав композиционным центром картины безымянного монаха, который ведет за собой на духовный подвиг защиты Отечества. На дальнем плане идет крестный ход. Его регулярно устраивали во время осады Пскова и даже во время штурмов, чтобы укрепить боевой дух. Здесь же художник отдал дань роли псковитянок, женщин, отличавшихся невероятным героизмом, поддерживавших своих мужей в сражении. Брюллову очень хотелось изобразить истинно русских женщин, но у него все равно получились белокожие итальянки. Он не смог в этой картине на русский сюжет избавиться от своего итальянского акцента. Поэтому недоброжелатели будут называть ее «Помпеи в русских костюмах».

Художник писал «Осаду Пскова» четыре года и оставил незавершенной, потеряв вдохновение и посчитав произведение своей неудачей. Еще одним незаконченным государственным заказом стал групповой портрет императорской семьи Романовых. Сохранились лишь несколько эскизов с натуры, которые можно увидеть на выставке. Среди них – портрет великой княжны Александры Николаевны, младшей дочери императора Николая I. Двенадцатилетняя девочка держит на руках маленькую собачку, которая впоследствии позволила искусствоведам аттрибутировать этот портрет.

В отдельном зале представлены миниатюрные акварели и рисунки, в создании которых художник также был виртуозом. Карл Брюллов в основном писал по сухой бумаге, предварительно ее почти никогда не увлажняя. Поэтому воздушности в его акварелях нет. Они скорее очень живописные, многослойные, сильно детализированные. Воздушным образом, предварительно смачивая бумагу, работал его брат Александр Павлович, который был известнейшим акварелистом, получал большое количество заказов как раз на акварельные портреты.

В отдельном полутемном зале представлена картина «Христос во гробе», написанная в новаторской технике транспарента. Такой эффект создан художником, написавшим Христа маслом на очень тонком холсте. Холст расположен между двумя толстыми стеклами и подсвечен. Подсветка должна, по замыслу Брюллова, выявить объемную и колористическую структуру живописи, которая без нее выглядит монохромной. Таким образом, картина напоминает средневековый витраж. Художник был склонен к экспериментам, и, когда император Николай I поручил ему создание образа «Взятие Богоматери на Небо» для Казанского собора в Петербурге, Брюллов предложил написать его в транспарентной технике и разместить над алтарной частью храма. Правда для этого нужно было разобрать стену собора, и император отказался. А вот граф Николай Адлерберг, заказавший «Христа во гробе» для фамильной часовни, согласился на эксперимент. Напротив можно увидеть Воскресшего Христа – эскиз, написанный для Храма Христа Спасителя. Эти поздние религиозные работы Брюллова неслучайно представлены в отдельном пространстве. На этом месте раньше была домовая церковь святой Елены, которая просуществовала несколько лет. Позднее ее разобрали. Кураторы выставки посчитали символичным разместить «Христа во гробе» и «Христа Воскресшего» в импровизированной часовне.

Последние новости