Подворье в парадном
Тридцатипятиэтажный дом на проспекте Обуховской Обороны выделяется сразу. И не только тем, что это самый высокий жилой дом в Санкт-Петербурге. Над крышей его, словно княжеский шлем на голове полководца, возвышается огромный купол, только без креста. Сначала не совсем понятно, что это и почему — там, так высоко. Впрочем, купол со шпилем — не единственная причина нашего интереса к зданию. Здесь расположен храм святого князя — подворье Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
Храм за резными дверьми
На первом этаже первой парадной дома пахнет ладаном. Найти храм оказалось несложно — первый же прохожий на вопрос, как пройти в церковь, уверенно указал дорогу. Пройти вдоль череды парадных и встроенных магазинов — и вас ярко и неожиданно встретит большой красный вензель «ХВ», «Христос воскресе!». Над массивной деревянной резной дверью — икона святого князя. Заходим внутрь. Литургия вот-вот начнется.
Фотограф: Андрей Петров
Храм святого благоверного князя Александра Невского на проспекте Обуховской Обороны в полной мере соответствует понятию «домовый храм». Идея встроить его в жилое пространство принадлежит председателю совета директоров строительной компании РСТИ Фёдору Олеговичу Туркину и его супруге Нине Абрамовне. Храм — неотъемлемая часть основного здания. По словам настоятеля, иеромонаха Серафима (Рахунка), таких храмов в Санкт-Петербурге всего два (второй — храм святого праведного воина Феодора Ушакова в жилом комплексе «Зенит»).
Как и положено, храмовое пространство разделено на три части: притвор, центральную часть и алтарь, но не без своих особенностей. Центральная часть вмещает в себя и небольшую церковную лавку, и место для исповеди, и даже клирос. Первая мысль — здесь не спрятаться, ты всегда на виду.
Чтец читает третий час, отец Серафим исповедует, певчие с осторожностью раскладывают ноты на аналой, а кадило готовится растопить в себе фимиам. У всех есть дела, которые необходимо успеть совершить до первого возгласа Литургии, как в большой семье перед приходом очень важного гостя. Кажется, что лучшее, что можешь сделать ты, — это не мешать, но ощущение неверно. Набираемся смелости и проходим вперед, потому что позади вот-вот снова откроется дверь и войдет кто-то еще. Растерянность быстро исчезает. Ближе к Евхаристическому канону приходят семьи с детьми. Видно, что здесь не принято делать замечания даже «новеньким». Всё располагает к молитве, ничто не отвлекает. Забывается и то, что ты как на ладони.
Лавра в Рыбацком
Иеромонах Серафим (Рахунок) приехал в Санкт-Петербург из Белоруссии в 2012 году и был зачислен в братию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. По благословению епископа Кронштадтского Назария, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, отца Серафима направили нести послушание в домовый храм и назначили ключарем.
— Сначала служили только молебны и панихиды по субботам, так продолжалось три месяца. Первая Литургия была совершена на Торжество православия в 2014 году, — вспоминает отец Серафим.
Так в домовом храме началась приходская жизнь.
— Первая пасхальная служба прошла непросто, — продолжает отец Серафим. — Чтецов и пономарей пришлось пригласить из Лавры, а хор тогда только начинал осваивать богослужебный устав и обиход, поэтому я пел с ними.
Однако при этом на первое пасхальное богослужение пришло около 100 человек, и Торжество из торжеств наполнило радостью Воскресения весь жилой комплекс.
Постепенно в храме сформировалась община, которая сейчас называет себя семьей. Лариса, прихожанка храма с 2012 года, вспоминает, что больше всего её впечатлил пасхальный крестный ход:
— Мы привыкли совершать крестный ход вокруг храма, а здесь он совершается вокруг дома, в котором живешь. Под окнами.
Сейчас Лариса поет в церковном хоре и ведет группу прихода «ВКонтакте».
Со временем, по мере расширения общины, появилась возможность читать за богослужением Евангелие на разных языках: греческом, английском, немецком, украинском, белорусском, латинском, просто на русском и, конечно же, на церковнославянском. Эта же практика распространилась и на христосование.
Своими руками
Ремонт в доме — дело не из легких. В особенности если это храм — Дом Божий. Хорошо, когда можно нанять профессионалов своего дела и наблюдать со стороны, как создается уют и порядок, но такая возможность есть не всегда. Да и то, что сделал сам, затем тобою будет цениться больше. Но сам ведь всё не сделаешь. Спроектировать иконостас, найти иконописца, решить, в каком стиле будет выполнена роспись и какими материалами. Найти регента, дежурных, чтеца, купить подсвечники… Список длинный. Но храму Александра Невского повезло. Среди прихожан нашлись и иконописец, и регент, и добровольные дежурные. А также и те, кто готовят угощения и зовут к столу после каждой воскресной Литургии. Как для себя и своего дома мы стараемся выбрать самое красивое и надежное, так и храмовое пространство тем более хочется обустроить всем самым лучшим, что возможно. Супруги Татьяна и Станислав, прихожане храма, говорят так:
— В храме мы всё делаем как дома. Здесь нужно убирать, следить, чтобы ночью не проникли незваные гости, украшать к праздникам, даже дарить цветы.
Прихожанка храма Ксения отметила, что, несмотря на большое количество дел, всё решается без особого контроля:
— Вот вижу, что запивка еще не готова, иду и делаю молча.
Супружеская пара Туркиных, которым принадлежит идея встроенного храма, тоже приняла участие в его благоукрашении. Фёдор Олегович и Нина Абрамовна внесли свою материальную лепту в создание двух икон иконостаса.
На престольный праздник 6 февраля 2014 года настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери протоиерей Евгений Палюлин преподнёс в дар образ иконы Божией Матери «Казанская».
Основным благодетелем в работе с иконостасом стал предприниматель Фёдор Яковлев. Фёдор Анатольевич пожертвовал основную часть денежных средств для написания икон.
Удобное христианство
Раньше Ксения ходила в другой храм и выработала для себя схему «удобного христианства». Сейчас поясним, что она имела в виду. Ксения решила причащаться по средам, чтобы воскресенье оставить исключительно для отдыха, как «полноценный выходной». У нее в храме была тогда только одна цель — причаститься Святых Христовых Таин. Но не стоит забывать, что главная заповедь Нового Завета — это любить друг друга.
Участие в приходской жизни, дружба со своей общиной должны быть частью духовной деятельности христианина. Тогда она будет полноценной и наполненной. Когда Ксения впервые зашла в храм святого Александра Невского, ей тут же предложили подежурить, и она согласилась. С тех пор нет нужды освобождать воскресный день от похода в церковь, потому что здесь душа питается общением и присутствием Бога, зачем её этого лишать. А тело и разум довольствуются теплыми разговорами с приходскими друзьями и душеспасительными делами. «Удобное христианство» сменилось полноценной церковной жизнью, чему Ксения очень рада.
Трапеза любви
На всем протяжении Литургии сакральное напряжение пронизывает внушительный голос отца Серафима. Возглас за возгласом приближается кульминация, и становится даже немного грустно от того, что Литургия скоро закончится. Началась проповедь. Из года в год каждое воскресное или праздничное Евангелие остаются неизменными, а проповедь священника не повторяется…
Подойдя к кресту, регент Анна с неподдельным смирением извиняется за ошибки хора. Но отец Серафим с улыбкой и любовью говорит: всё хорошо. Анна со своими певчими и остальные прихожане быстро принимаются за новое дело. Сосредоточенность и тишину сменяют бурные звуки перемещения лавочек и стульев. Маленький стол в углу храма превращается в длинный и вместительный.
Трапеза готова, и меня с приятной настойчивостью приглашают к столу. Идти никуда не надо: стол стоит напротив Царских врат. Обедом это не назвать. Скорее, продолжение Божественной литургии за общим столом. Как раньше, в древние времена. Одним словом — агапа. Терять время зря мы не стали. После нескольких вопросов о приходской жизни все погрузились в приятные воспоминания.
Взаимопонимание и уважение
Отец Серафим как глава общины начал рассказывать о прихожанах. Вот Лидия Михайловна — одна из самых первых прихожанок. Сейчас ей уже 81, но службы она не пропускает. Раньше Лидия Михайловна преподавала в школе математику.
— Когда я увидела по телевизору, что появился новый храм святого князя Александра Невского, то сразу сказала себе: тот подсвечник справа будет моим, я буду за ним ухаживать. Так и случилось, — прибавляет она сама к словам настоятеля.
Лидия Михайловна с любовью выполняет церковные послушания и иногда в шутку ставит оценки тем, кто трудится рядом с ней. Конечно, всегда пять с плюсом.
За столом прихожане много говорят об отце Серафиме.
— Когда отец Серафим возвращается из поездки, то всегда привозит нам подарки, гостинцы. Но больше недели без него нам очень сложно, поэтому надолго он не уезжает, — отмечают они.
Здесь всё пронизано взаимопониманием и уважением. Это одна из главных особенностей прихода домового храма Александра Невского. Напоследок мне сказали, что ждут снова. Если не на службу, то хотя бы на трапезу. Обязательно вернусь.
Автор: Елизавета Кричфалуший