Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова почтили в Александро-Невской Лавре
9 октября Русская Православная Церковь молитвенно чтит память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Всенощное Бдение и Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии монастыря в священном сане.
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…
Это евангельское изречение широко известно. Даже тем, кто никогда в жизни не брал в руки Священное Писание. Принадлежит оно святому Иоанну Богослову, самому загадочному из апостолов-евангелистов. Любимому ученику Христа, чьи тексты, в первую очередь Евангелие от Иоанна и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), за последние два тысячелетия трактовались наиболее часто.
Сам Господь дал апостолу Иоанну имя «Сын грома» – за пламенные проповеди, потрясающие людей, как гром и молнии. При этом иконографическим символом Иоанна Богослова является орёл – образ высокого парения богословской мысли этого святого.
Сегодня мы именуем богословами всех, кто получил хоть какое-то теологическое образование. Но в православной традиции лишь трое святых носят это высокое имя: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Казалось бы, это значит, что учение святого Иоанна должно быть очень сложным и возвышенным. И отчасти это так, что особенно заметно на примере Апокалипсиса. Однако основная мысль, которую Иоанн Богослов стремился донести до всех людей, предельно ясна.
Фото: иеромонах Лев (Чихирин)
Прославление Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси
Революционный 1917 год принёс Русской Церкви и её народу немало бед. Но в том же году произошло событие, которого православные ждали больше двух столетий. В ноябре на Поместном соборе впервые после петровских реформ был избран Московский Патриарх. Им стал святитель Тихон (Беллавин), человек, чьи мудрость и кротость удивительно контрастировали с духом наступивших времен.
Будущий Патриарх родился в 1865 году в Псковской губернии в священнической семье. С юных лет он был добродушным, кротким и богобоязненным, без лукавства и святошества. А среди своих товарищей по Псковской семинарии имел шутливое прозвище «Архиерей».
Шутники-семинаристы оказались прозорливы. Уже в 32 года отец Тихон, никогда не искавший высоких званий и наград, был рукоположён епископом Люблинским, викарным архиереем Холмской Руси, ныне находящейся в составе Польши. Позднее владыка служил в Северной Америке, в Виленском крае и на Ярославщине, где не чуждался и политической деятельности, возглавляя местный Союз русского народа. И наконец в судьбоносном 1917-м стал всероссийским Патриархом. Именно на владыку Тихона пал этот тяжкий жребий.
Избрание Первосвятителя не ослабило давления светской власти на духовную. Более того, богоборческие гонения лишь усиливались. Но в сознании церковного народа отложилось чётко: теперь у нас есть земной заступник – Святейший Патриарх.
В последние годы своей земной жизни святитель Тихон неоднократно оказывался в заключении. Но, несмотря на жесточайшее давление, от патриаршего служения не отрёкся вплоть до своей смерти в 1925 году. Святитель мужественно нёс первосвятительский крест. И это принесло свои плоды: Русская Церковь выстояла, а в 1989 году торжественно прославила в лике святых своего Первосвятителя тяжелейших лет – Патриарха Тихона.