День Пресвятой Троицы в Александро-Невской Лавре
В главный престольный праздник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры наместник епископ Кронштадтский Назарий и братия обители совершили богослужения в неделю восьмую по Пасхе – во святую Пятидесятницу, в день Святой Троицы.
В этот двунадесятый праздник вспоминается и прославляется сошествие святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Это величайшее событие, рождение Святой Церкви, описывает книга Деяний святых апостолов (2:1-4).
Название Пятидесятница этот праздник получил, во-первых, потому что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому что этот праздник приходится на пятидесятый день после Воскресения Христова.
Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для души – с дарами спасающей благодати Божией. В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Пресвятой Троице является первым и основным в христианстве. На вере в триединого Бога зиждется все христианское учение.
Также праздник Пятидесятницы является днем рождения Святой Церкви, как собрания верующих людей, соединенных единством веры, молитвы, любви, Чашей Евхаристии. Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1Кор. 16:8; Деян. 20:16).
На великой вечерни среди стихир на стиховне впервые после Великой Субботы пелась стихира; «Царю Небесный…».
На Литургии на малом входе епископ Назарий указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия за усердное служение Русской Православной Церкви наградил насельника Лавры иеромонаха Даниила (Пронина) наперстным крестом.
В день праздника Святой Троицы к Божественной Литургии присоединяется Великая вечерня Свято-Духова дня с чтением коленопреклонных молитв Пресвятой Троице. Эти молитвы составлены в IV веке святителем Василием Великим. В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Косма Маюмский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.
«Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, Та бо нас спасла есть» (Стихира на «Господи Воззвах»).
«Прииди́те лю́дие триипоста́сному Божеству́ поклони́мся, Сы́ну во Отце́, со Святы́м Ду́хом: Оте́ц бо безле́тно роди́ Сы́на соприсносу́щна, и сопресто́льна, и Ду́х Святы́й бе́ во Отце́ с Сы́ном прославля́емь, еди́на Си́ла, еди́но Существо́, еди́но Божество́…» (Стихира на стихоовне).