«Радоница» – пасхальное поминовение усопших в Александро-Невской Лавре
Братия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры совершили особенное пасхальное поминовение усопших во вторник Фоминой седмицы.
После Божественной Литургии наместник обители епископ Назарий с братией совершили пасхальную заупокойную литию по почившим архипастырям, пастырям, священнослужителям и монахам на Никольском кладбище.
Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Иез. 37:3-14; Рим. 8:11; 1Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и отношением к телу христианина, как к храму Божию (1Кор. 3:16). «В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).
Святитель Феофан Затворник говорит: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие».
Живущие на земле могут помочь своим усопшим сродникам горячей молитвой за них и милостыней за них.
Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к Небу руками и когда предлежит Страшная Жертва, – как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли».
«Есть еще, поистине есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшемуся грешнику. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?» (Беседа 3-я на послание к Филппийцам).
«Нет греха которого бы не могла очистить и истребить милостыня… и хотя у тебя много грехов, но так как милостыня – твоя защитница, то не бойся… твоя милостыня перевешивает все…Подлинно не так вода по природе своей омывает нечистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоту души» (Беседа 25-я на Деяния святых апостолов).
Так же в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано: «Как вода угашает огонь, так милостыня очистит грехи» (Сир 3, 30).