
Служба «12 Евангелий» совершена в Александро-Невской лавре
В Великий Четверг, 17 апреля, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин совершил Утреню Великой Пятницы, которую часто называют «12 Евангелий», в Свято-Троицком соборе обители.
Богослужение посвящено воспоминанию о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. На нем прочитывается 12 евангельских отрывков, которые рассказывают о беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде первосвященников и Пилата, а затем мучениях и распятии Сына Божия.
Фото: иеромонах Лев (Чихирин)
Церковь как бы переносит собравшихся мысленно во времена евангельских событий, раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. В центре храма вместо иконы праздника устанавливается крест.
Евангельские чтения сопровождаются пением слов «Слава долготерпению Твоему, Господи» и ударами в колокол. Песнопения этой службы пропитаны горечью о смерти Спасителя.
О чтении Страстных Евангелий упоминает еще святитель Иоанн Златоуст, живший в IV веке. В ночь на Великую Пятницу иерусалимские христиане читали Евангелие прямо на месте свершившихся событий.
Владыке наместнику сослужила братия монастыря в священном сане. Диаконский чин возглавил старший иеродиакон Илия (Васильев). Пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).
Отец Илия исполнил прокимен «Разделиша ризы моя себе…» и эксапостиларий «Разбойника благоразумного…».
Прокимен содержит в себе слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя, взятые из 21-го псалма Давида: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий». Страдания и унижение, описанные пророком, особенно эти строки, исполнились во всей точности на Христе.
Между поющимися несколько раз словами прокимна читается стих из того же псалма: «Боже мой, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?» Эти же слова повторяет Христос, находясь на Кресте: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Мф, 27:46; Мк, 15:34). Таким образом, слова прокимна и стиха — подтверждение предсказанного в Ветхом Завете страшного события, соединившего всю человеческую историю.
Эксапостиларий «Разбойника благоразумного…» основан на эпизоде о покаявшемся разбойнике, который был распят справа от Иисуса Христа, покаялся, исповедал Господа и попросил милости. Церковь приводит пример благоразумнаго разбойника, как путь ко спасению через покаяние и исповедание истины.