Неделя 2-я Великого поста в Александро-Невской Лавре
Во второе воскресенье Великого поста наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братия обители совершили Богослужения недели, посвященной святителю Григорию Паламе.
Святая Церковь премудро поставила чтить сугубую память архиепископа Фессалоникийского Григория во второе воскресенье Великого поста. Святитель Григорий Палама жил в 13 веке, во времена, когда были преодолены все богословские неясности и ереси, и люди стремились уже к высшему познанию Бога через аскетику, исихазм, созерцания Божественных энергий, Фаворского света.
Григорий Палама богословски обосновал практику исихазма: углубленное Богопознание через познание себя, через сердечную молитву, через внутреннее сосредоточие сил, самоконтроль, через очищение ума и сердца. Именно Григорий Палама глубоко обосновал термин «синергия», что означает совместное действие Божественной благодати и человеческой свободной воли в деле спасения.
Главная идея Григория Паламы: достижение полного соединения человека с Богом через очищение и стяжание Божественной благодати и это как никогда актуально в Великом посту, именно поэтому Церковь вспоминает этого учителя и Отца Церкви во второе воскресенье Великого Поста.
Также в это воскресенье мы прославляем икону Божией Матери «Споручница грешных», особый список которой находится в Свято-Троицком соборе Лавры. «Споручница» означает Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная Ходатаица и Молитвенница. Как отметил епископ Назарий в проповеди: «Богородица поручается за нас и наши грехи перед Своим Божественным Сыном. Любая защита, ходатайство возлагает большую ответственность на обе стороны. Богородица ручается за нас, а мы не можем и не имеем права «подвести» Её, она просит за нас и молит, а мы должны оправдать оказанное нам «доверие», ответив искренним раскаянием в своих грехах, делами милосердия и любовью. Аминь».
«Егда приидет времен исполнение, труба же Архангелова вострубит, престоли судищныя поставятся и река огненная возшумит, мертвии возстанут и живии восхищени будут, и явится знамение Сына Человеческаго на Небесех, вси земнороднии восплачутся, и вся силы Небесныя поколеблются, тогда Дева Богородица, грешных Спасение и ненадежных Надежда, одесную Судии предстоящи явится, пречистеи Свои руце к Сыну простирающи, и слезами ланиты Своя милостивно орошающи, и вечнаго мучения избавляющи, имя Ея препетое призывающих. Темже убо, братие, ныне потщимся и к Богородице прибегати не обленимся, да и нас заступит в оный страшный час, все упование на Ню возлагающих» (Богородичен, стихиры на стиховне из службы Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской, творение святителя Афанасия Ковровского).