Неделя Торжества Православия в Александро-Невской Лавре
В первое воскресенье Великого поста наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братия обители совершили богослужения, посвященные недели Торжества Православия.
В истории Церкви Христовой был период, который называется иконоборческий. Иконоборцы считали иконы идолами, а поклонение иконам – идолопоклонство, при этом они ссылались на Священное Писание: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20:4-5).
В 730 г. император Лев III Исавр запретил почитание икон. В 754 г. иконоборцы созвали иконоборческий собор. Затем преподобный Иоанн Дамаскин пишет «Три слова в защиту иконопочетания» (Три защитительных слова против порицающих святые иконы).
В 787 г. императрица Ирина созывает VII Вселенский Собор, на которой главной повесткой дня было выработать богословие иконы. Плодом деятельности Собора стало Вероопределение (Орос), которое вкратце звучит так: «Честь, воздаваемая образу, переходит на первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
А в 843 г. императрица Феодора устанавливает праздник «Торжество Православия» на соборе в Константинополе — празднование восстановления иконопочитания.
«Торжество Православия» — это не просто победа над иконоборцами, это победа истины Божественной над вымыслами человеческими, победа богословия над всеми ересями. Установлением праздника Торжества православия заканчивается период ересей и эпохи Вселенских соборов.
После Божественной литургии был совершен «Чин Торжества Православия».
«Пречистому образу Твоему покланяемся Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир».
(Тропарь Нерукотворному Образу Христа и Недели Торжества Православия).