Делегация Александро-Невской лавры посетила Государственный Русский музей
Делегация Александро-Невской лавры во главе с наместником епископом Кронштадтским Вениамином посетила 1 октября Государственный Русский музей. Владыку сопровождали секретарь иеромонах Алексий (Степанов), директор музея Древлехранилища и Паломнического центра обители иеромонах Марк (Бирюков), заведующий канцелярией иеромонах Лев (Чихирин) и иподиакон-референт Илия Брусиловский. Гостей приветствовал заместитель генерального директора Русского музея Александр Воронко.
Фото: иеромонах Лев (Чихирин)
Экскурсию по основной экспозиции, расположенной в Михайловском дворце, провела заведующая отделом экскурсионно-лекционной работы Валентина Горлова. Она рассказала, что Русский музей был основан по указу императора Николая II в 1895 году, хотя официальное открытие состоялось тремя годами позже. Его экспозиция пополнялась в основном за счет приобретения коллекций художественных произведений. Осмотр начался с коллекции древнерусского искусства, в залах которого гости смогли увидеть древнейшую икону в собрании музея «Ангел Златые Власы или Архангел Гавриил» (Новгород, XII в.), образ святых Бориса и Глеба (Средняя Русь, вторая половина XIV в.), Сошествие во ад (Новгород, XIV в.), святого Димитрия Солунского (Псков, XV в.) и многие другие иконы. Особый интерес вызвал зал, где расположены четыре иконы из иконостаса Успенского собора Владимира кисти преподобного Андрея Рублева, изображающие Сретение Господне, апостолов Петра и Павла, Крещение Господне. Гости познакомились также с произведениями мастерской Дионисия. В частности они оценили редкий образ «Сошествие во ад» (XVI в.), на котором подписаны грехи.
Затем делегация посетила экспозицию, посвященную уникальному произведению – «тафтяной» (тафта – драгоценная шелковая ткань) церкви царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны Годуновой. Двадцать три шитые иконы были созданы в 1592 году в мастерской царицы Ирины Федоровны Годуновой. Изначально шитые иконы изготавливались как вотивные, для обетной церкви, поскольку в этот период царская чета долго молилась о наследнике. Однако впоследствии «тафтяная» церковь стала походной церковью русского государя, об этом свидетельствую подчеркнутая парадность произведений древнерусского шитья. В экспозиции Русского музея можно увидеть Деисусный ряд иконостаса, Ветхозаветную Троицу, великомученика Феодора Стратилата и мученицу Ирину – святых покровителей царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Годуновой – и другие иконы. В Петербург «тафтяную» церковь привез император Петр I. Впоследствии император Александр I передал шитые образа в Чесменский дворец, где они пострадали в пожаре. Несмотря на многочисленные утраты и ожоги, с которыми иконы поступили в реставрационную мастерскую Русского музея, можно до сих пор оценить высокое искусство древнерусских мастеров.
Гости познакомились с работами основоположников русской школы светской живописи Ивана Никитина (1680 – 1742) и Андрея Матвеева (1701 – 1739), увидели картины первого выпускника, а впоследствии профессора и директора Императорской Академии художеств, Антона Лосенко, в частности, его дипломное произведение «Жертвоприношение Авраама». Они посетили залы с работами Дмитрия Левицкого, Василия Поленова, Ильи Репина и Василия Сурикова и других художников.
Братия лавры вместе с наместником также побывали в домовом храме Михайловского дворца. Он посвящен Архистратигу Божию Михаилу, небесному покровителю владельца дворца великого князя Михаила Павловича. Община состоит в основном из сотрудников музея, поскольку храм расположен среди помещений реставрационных мастерских и вход посторонним туда затруднителен. Здесь ежедневно читается Псалтирь с поминовением как усопших работников Русского музея, так и ныне здравствующих.