Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Александра Невского
В день памяти святого Александра Невского, 6 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме, посвященном благоверному князю, Александро-Невской лавры.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, благочинный архимандрит Никита (Марков) с братией лавры, игумены Антоний (Гутник), Фома (Василенко), протоиерей Александр Пелин, иеромонах Николай (Бестужев), иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Пел мужской хор СПбДА под управлением Петра Белокрылова.
Фото: иеромонах Лев (Чихирин)
За богослужением молились игумения Илариона (Феоктистова), члены Александро-Невского братства, учащиеся Школы народного искусства императрицы Александры Феодоровны.
«Православный Санкт-Петербург торжественно отмечает сегодня день кончины своего небесного покровителя — святого благоверного великого князя Александра Невского, — сказал владыка в проповеди. — Ему пришлось жить в трудное время, в тринадцатом веке. Тяжелейшие испытания пришли тогда на Святую Русь. Нам трудно себе представить то время, про которое мы читаем в трудах историков, а сколько историков — столько мнений. Но очевидно то, что на Русь пришла беда, которую не ждали. Пришло татаро-монгольское иго, которое на четверть тысячелетия остановило развитие Отечества. Александру Невскому было семнадцать лет, когда полчища монгольские вторглись в пределы Святой Руси. Они до этого покорили Китай — а это великая древняя цивилизация, — Индию и пришли на Русь. Шли они в Европу, по пути захватили земли волжских болгар, мордвы, чувашей и пошли на Рязань. Походы они совершали в основном в зимнее время, когда можно передвигаться по льду, ведь мостов тогда не было. А полчища были несметные — одни историки говорят, пятьсот тысяч, другие — триста, но ясно, что огромное количество воинственных кочевников прибыло в русские пределы. Наши города были тогда небольшими — максимум пятьдесят тысяч жителей насчитывалось в Рязани, Владимире. Действующей армии не было — у каждого князя была дружина, человек триста-четыреста, они в основном следили за порядком в городе. Когда начиналась война, армию набирали из ополченцев. Они были вооружены топорами, косами, копья и мечи в руках держать не умели. Население Руси в то время было всего-навсего двенадцать миллионов человек. Татары, взяв Рязань, разорили ее полностью, сожгли все, что можно сжечь, двинулись в сторону Москвы, это был маленький городок, они легко его прошли и устремились во Владимир. Несмотря на то, что город был большой, его постигла та же участь — осада длилась не больше недели. Кто мог идти, тех уводили в плен, кто не мог — тех убивали на месте. Оставшихся облагали данью — они должны были отдавать в Золотую орду десять процентов имущества».
«Затем монголы двинулись на запад, прошли Тверь и приблизились к окраинам Новгородской земли, где княжил Александр Невский, — продолжил архипастырь. — Но сил у них не хватило, уже началась весенняя распутица, и было принято решение повернуть на юг. Затем пришли к Козельску, встретили сильноесопротивление. Летом были взяты Киев, Чернигов, опустошены южные области, хотя и подошли к Венгрии, Чехии, но Европу захватить уже не смогли. Александр Невский все это видел, он понимал, что его дружина с этой силой не справилась бы. Как мог, он оградил Русь с запада, разбил шведов, немцев, а с татарами нужно было прибегнуть к дипломатии. Князь стал ездить в Золотую орду, способствовал образованию там православной епархии, чтобы наших пленников могли окормлять священники. Он успешно проводил переговоры, это помогало ограничивать набеги татар на Русь, добиваясь, чтобы все исправно платили им дань. И так сумел сохранить наши земли, нашу веру. Церковь тогда была объединяющей силой — княжества были разобщены, каждый получал свой ярлык, а митрополит получал один ярлык на всю Церковь. Церковь была едина, и это помогало людям чувствовать себя единым русским народом. Южные земли, как мы уже говорили, были опустошены, и русские люди стали устремляться на север. Родители преподобного Сергия Радонежского, например, жили под Ярославлем, а потом переселились в северные края. В четырнадцатом веке святой основал на севере десятки монастырей, которые стали оплотом российской государственности и Церкви. Постепенно Русская Церковь благодаря преподобному Сергию Радонежскому, благоверному князю Димитрию Донскому — продолжала дело святого Александра Невского, укрепляла народ в служении Отечеству».
«Сам Александр Невский руководствовался в жизни Евангелием. Он прекрасно знал Слово Божие, историю Церкви, латинский язык — тогда он был международным, как сейчас английский. Ему было известно, что крестоносцы творят в Константинополе: они пошли «освобождать от мусульман» Святую землю, а на самом деле разрушали и грабили православные города. Поэтому князь никогда не ждал ничего хорошего от Запада, а надежду возлагал исключительно на Бога. А что говорит Господь? «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). Вот чего не хватало в нашем полуязыческом мире — любви! «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Самоотверженное служение Богу, Церкви, людям снискали любовь и уважение к Александру Невскому населения Святой Руси. Были у него и противники, но большинство его поддерживало, и он, как мог, ограждал русских людей от тягот, которые приходили на их землю. Это чувство патриотизма мы должны воспитывать в детях, прививать любовь к Родине. Мы должны радоваться, что наши предки оставили нам такое наследие. Но сейчас Господь послал нам испытание: наши бойцы несут служение в зоне боевых действий, нуждаются в нашей поддержке — молитвенной, материальной, духовной. Нужно проявлять такой же патриотизм, как проявляли наши предки в прошлые века. Мы должны помогать Отечеству отстоять свою независимость от западного мира, который пытается навязать нам свои «ценности». А наши ценности — православные, основаны на Библии, на Слове Божием. Будем хранить их и молиться святому Александру Невскому, чтобы он укрепил, помог достойно противостоять агрессорам, выдержать испытания и стать лучше», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова.
«У нас сегодня большой праздник — мы вспоминаем успение великого князя Александра Невского, — сказал в ответном слове епископ Вениамин. — С тех пор прошло семьсот шестьдесят лет, это огромный отрезок времени, но почему мы продолжаем перелистывать страницы истории и вновь обращаться к личности Александра Невского? Мы видим в нем те качества, которые сейчас необходимы нам для жизни: это жертвенная любовь, крепость веры, преданность своему Отечеству, патриотизм, благодаря которому наше государство сохранило свое единство, свою нацию. Говоря о нем, мы говорим о нас, потому что он остается для нас символом, идеалом». Наместник поблагодарил владыку и подарил букет цветов.
Святой Александр Невский (в схиме — Алексий) скончался по пути из Орды в Городце 14 ноября 1263 года, а 23 ноября/6 декабря был погребен в Рождественском монастыре Владимира. Его почитание началось сразу по погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, тогда же установлено местное празднование. Для общецерковного почитания великий князь был прославлен при митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года император Петр I после войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей святого в новую столицу — Санкт-Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября, а 30 августа 1724 года были установлены в Александро-Невском монастыре.
06.12.23