«Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать вселенную просвети…»
В субботу, 25 ноября 2023 года, накануне недели ХХV-й по Пятидесятнице и дня памяти святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Вениамин совершил Всенощное Бдение в Свято-Троицком соборе монастыря. Владыке сослужила братия обители в священном сане.
Диаконский чин возглавил иеродиакон Илия (Васильев).
За Богослужением пел хор под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).
Фото: иеромонах Лев (Чихирин)
Иоанн Златоуст родился в благочестивой христианской семье. Отец святого рано умер, и мать (Анфуса) полностью посвятила себя сыну, дав ему прекрасное риторическое и философское образование у лучших языческих учителей. Иоанн был очень способным учеником, ему пророчили хорошую карьеру в Антиохии, где он быстро набирал популярность, как очень талантливый человек, но возлагавшимся на него мирским надеждам не суждено было сбыться.
В те времена крупные города были центрами различных ересей: язычество все еще пыталось восстановить себя, повсюду собирая уцелевшие осколки. Помимо языческих сект, Антиохию наполняли ариане, отрицавшие божественность Сына, а православные христиане были не в особом почете. И именно в эти времена Иоанн оставляет мир, обещающий ему множество благ, и уходит в пустыню, где подвизается, обучаясь самому важному для христианина ремеслу. Допуская тяжелые подвиги, св. Иоанн Златоуст сильно повредил свое здоровье, из-за чего был вынужден вернуться в город, став диаконом, а вскоре и епископом, речи которого будут слушать все, несмотря на то, что они непрестанно обличают привычную людям жизнь: театры, цирки, распущенность. К Иоанну стекались даже язычники, чтобы послушать красоту его речей, но он постоянно напоминал им, что важно не красноречие, а правда, которая исходит из уст. Народ очень полюбил пастыря, посвятившего все свое время любимой пастве.
Когда антиохийцы, недовольные повышенными налогами, осквернили статую императора и его умершей жены, Иоанн на несколько дней впал в молчаливые укоры, но вскоре взялся ободрять свою паству из жалости к ней. Да, они постоянно слушали его, но снова и снова грешили. И все же он не мог продолжать гневаться на этот безумный народ, потому что любил его. Император уже было послал в Антиохию исполнителей приговора, но Иоанн слезно убедил их пересмотреть приговор, а сам тем временем отправил знакомого священнослужителя к самому императору, чтобы убедить его лично. И ему это удалось
Со временем заслуги и милость Божья сделали Иоанна архиепископом Константинопольским, он перебрался в христианскую столицу, где столкнулся с еще большей развращенностью, продажностью, но не отчаялся, а принялся помогать бедным и наставлять паству, утопающую в роскоши. Сначала император Аркадий и его жена Евдоксия поддерживали святого, но со временем его обличения стали несносными для них и Иоанна Златоуста отправили в первую ссылку, из которой его вернуло народное недовольство. Паства не отпускала своего пастыря.
Но Иоанн не мог держаться долго в таком большом городе: вокруг него собиралось много завистников, в том числе среди священнослужителей, которые участвовали в ссылках Иоанна. Мир ненадолго воцарился, но вскоре воля Божья отправила Иоанна в другую ссылку, в Армению. По пути он терпел унижения и нарочные издевательства, но не роптал, а благодарил Бога за все.
Все сочувствовали изгнанному архиепископу: народ, епископы западной церкви, но никто ничего не мог сделать. Когда же Иоанн стал популярным проповедником и в Армении, собирая людей вокруг себя, его снова сослали на отдаленную окраину, но на этот раз он не выдержал изнурительного пути (Иоанн был стар) и погиб, подвергаясь новым мучениям. Император вскоре раскаялся в том, что совершил. Мощи Иоанна торжественно вернули в Константинополь и правда вновь победила, но цена ее была высока.
До своего последнего вздоха Иоанн Златоуст благодарил Бога за все, что Он посылал ему и, тем самым, учил нас смирению. А его пастырский опыт показывает, насколько мы схожи с паствой того времени: мы тоже ходим в «театры» и «цирки», даже на «гладиаторские бои», а при обличении потупивши взор смотрим в пол, чтобы потом вернуться к своим излюбленным делишкам. Но Бог не оставит нас и будет посылать пастырей, которые до последнего дня будут обличать из любви и говорить неудобную правду.
Святителю Отче Иоанне Златоусте, моли Бога о нас!