Икона Божией Матери "Невская Скоропослушница"
Фото:

Икона Божией Матери "Невская Скоропослушница"

Автор

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый уникальный список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница». Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» находится в греческом монастыре Дохиар и представляет собой изображение Богоматери с Младенцем. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простёртой десницей без Богомладенца.

«Невская Скоропослушница» была также написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре. Этот образ вместе с некоторыми другими святынями из Афона (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 г. двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора пожертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции — месте первоначального пребывания мощей Святителя и Чудотворца Николая. Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, возводимая на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц близ Старо-Александровского рынка. Часовня, построенная на средства купцов Калашниковых, была задумана в память о спасении императора Александра II от покушения в 1867 г. После ее передачи в ведение афонских иноков, святыни, помещенные в часовне, помогали собирать средства на возрождение Мирликийского храма.

Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления.

Вскоре часовня сгорела, и на пепелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом образ Богоматери «Скоропослушницы». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г. Бари (Италия).

После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем, часовня была расширена и преобразована в храм во имя свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. В дальнейшем, одновременно с возведением храма в г. Бари, на месте этого храма был построен другой, так называемый Николо-Барградский, исполненный по образцу древних русских храмов. Почитаемый образ «Скоропослушницы» занял место слева от царских врат. Для иконы был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями.

Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались почитанием представителей императорской семьи и в особенности — вдовы великого князя Сергея Александровича, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. После убийства царской семьи в Екатеринбурге, в доме, где они жили, в числе других икон были обнаружены и три образка петербургской «Скоропослушницы».

В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, будущему священномученику митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». В Николо-Барградский храм был назначен настоятелем священник Владимир Шамонин, который спас «Скоропослушницу» от передачи в музейный фонд после закрытия и уничтожения храма в 1932 г. Икона была перенесена в храм свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, где находилась до закрытия и этого храма. Затем в 1934 г. ее перенесли в Святодуховскую церковь Александро-Невской Лавры (закрыта в 1936 г.), и далее — в Троице-Измайловский собор (закрыт в 1938 г.).

С 1938 по 1958 годы икона «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы.

12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия.

В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую».

В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

Икона Господь в белом хитоне
Фото:

Икона Господь в белом хитоне

Автор

Икона находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, с правой стороны у раки с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Она сразу привлекает к себе внимание молящихся. Многие прихожане отмечают действие благодати, исходящие от этого образа. В образе есть одновременно величие и кротость, долготерпение и побеждающая сила Воскресения. Написана икона священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым, 1937). Во время пребывания митрополита Серафима на кафедре в городе святого Петра этот образ был его кабинетной иконой.

Икона явления Святой Троицы праведным Аврааму и Сарре
Фото:

Икона явления Святой Троицы праведным Аврааму и Сарре

Автор

Выносная икона Пресвятой Троицы представляет собой изображение на доске вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша, праведные Авраам и Сарра, которая держит в руках главу тельца (агнца). На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша, на которые указывают руки ангелов. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

Икона святого благоверного великого князя Александра Невского
Фото:

Икона святого благоверного великого князя Александра Невского

Автор

Поясная икона Александра Невского XVIII века из собрания домашних икон священномученика митрополита Серафима (Чичагова), находящаяся сейчас в Покровском приделе Свято-Троицкого собора - одна из досточтимых святынь нашей Лавры. Интересна история иконографии этого образа. Ведь наиболее древние изображения князя выглядят иначе. Дело в том, что до указа ПетраI его изображали как преподобного - в иноческом облачении, потому что он перед смертью принял монашество под именем Алексий. После указа Священного Синода от 15.06.1724 года, повелевшего изображать Александра Невского в торжественных великокняжеских одеждах, и был написан сей образ. Позже в него была вставлена частица мощей. Эта икона - одна из немногих икон с врезанным в нее мощевиком с частицей св. мощей св. блгв. вел. кн. Александра. Киот с иконой размерами (80Х64) украшает правый придел Троицкого собора.

Икона святой мученицы Параскевы Пятницы
Фото:

Икона святой мученицы Параскевы Пятницы

Автор

Икона святой Параскевы Пятницы (из деревни Ильеши). Празднование 28 октября по ст. стилю.

Недалеко от входа в собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа - пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою - по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями».

В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXвв. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. Всвязи большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был построен трехпрестольный храм шатрового типа с большой колокольней. По сложившейся традиции в день чудесного явления совершался Крестный ход. Из храма икону несли к часовне на специально изготовленных носилках. У часовни совершался молебен великомученице. В этот день на торжества в Ильешу из Петербурга приезжали викарные епископы и священство. В 1940 г. храм был закрыт коммунистами, а в 1941г. сюда прибыли священники из «Псковской миссии» и его опять открыли для совершения богослужений. В 1960 г. первый раз Крестный ход не пошел, а уже в 1961 году часовню взорвали, колодец же засыпали землей. И, не смотря на то, что в хрущевские времена 60-х была борьба властей со святыми источниками и мощами, местные жители восприняли это несчастье как наказание Божие за их маловерие. Храм Илии пророка по величине сравним с собором. Он очень разрушен, но настоятель, священник Леонид, возобновляет благочестивые традиции. Место чудесного явления иконы сейчас расчищено от зарослей и поставлен памятный крест. Заложен и новый фундамент под часовню. Каждый год в пятницу перед праздником святого Пророка Илии о. Леонид привозит из нашей обители (где она постоянно хранится) эту чудотворную скульптурную икону. Продолжая благочестивые традиции, икону с Крестным ходом из храма Пророка Илии несут сначала к месту явления, а затем по храмам Гатчинского и Волосовского районов. 10 сентября ее торжественно возвращают в наш Свято-Троицкий собор.

Икона Святителя Николая Чудотворца Архиепископа Мирликийского
Фото:

Икона Святителя Николая Чудотворца Архиепископа Мирликийского

Автор

Святитель Николай (ок. 280-345 гг. по Р.Х.), архиепископ Мир Ликийских, родился в царствование Валериана в ликийском городе Патаре (или: Патарах), от благочестивых родителей Феофана и Нонны, и был их единственным сыном. Молитвами и милостынями они вымолили его рождение у Бога. Воспитанный в благочестии, он с детства имел навык к молитве, чтению и изучению Священного Писания, часто посещал святые храмы. Его родной дядя, епископ Патарский, заметив его доброе воспитание, поставил его сначала чтецом, затем, по достижении возраста, диаконом, а потом и священником. По смерти родителей своих будущий святитель остался наследником большого их имущества и стал во имя Христа подавать от имения своего нуждающимся. Он путешествовал в Иерусалим и в пути на корабле молитвами своими дважды укротил бурю. По приезде на родину он по вдохновению от Бога поселился в Мирах, городе в Ликии, и за свою жизнь святую был избран здесь епископом. При Диоклетиане вместе с прочими христианами он был подвергнут тюремному заключению, где претерпевал голод, жажду и тесноту. Святитель Николай был освобожден от уз только в начале правления Константина Великого, освободившего христиан от насилия язычников. В 325 году святитель был на Первом Вселенском Соборе и явил на нем свою пламенную ревность в защите православия и к посрамлению еретика Ария.

Святитель Николай - один из самых, скорее всего, самый чтимый на Руси святой. Многие иностранцы называли его "русским богом", подчеркивая этим особую силу той помощи, которую получает каждый, обращаясь с молитвами к святому. Один из храмов Лавры также освящен во имя свт. Николая. В Николо-Богоявленском Морском соборе Санкт-Петербурга находится чудотворный образ свт. Николая с частицей его мощей.

Мироточивая икона с мощами Александра Невского
Фото:

Мироточивая икона с мощами Александра Невского

Автор

Создание этого образа неразрывно связано с возрождением профессиональных иконописных традиций в нашей святой обители и созданием иконописной мастерской, которую возглавил Димитрий Геннадиевич Мироненко. Мастерская была создана в 1997 году. И первой коллективной работой иконописцев стала икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». В этом же году была написана икона святого благоверного князя. По своей иконографии образ напоминает поясную икону Александра Невского XVIII века из собрания домашних икон священномученика митрополита Серафима (Чичагова), находящуюся сейчас в Покровском приделе Свято-Троицкого собора. Святой благоверный князь изображен в рост. Мечь в его руках указывает на историческую роль Александра Невского как защитника Русской земли. Он молитвенно предстоит образу Троицы. Смиренно склонив главу князь молится и об обители, и о городе, и о всей земле Российской. Внизу расположен символический образ Александро-Невской Лавры. Горки внизу символизируют те земли, которые русский народ смог отстоять благодаря подвигу великого князя. Размеры киота иконы (112Х79).

Икона святого благоверного князя Феодора Новгородского с частицей мощей
Фото:

Икона святого благоверного князя Феодора Новгородского с частицей мощей

Автор

Икона святого благоверного князя Феодора Ярославича - брата святого Александра Невского была написана в 2008 году и тогда же в нее была вставлена частица святых мощей этого Новгородского князя. Авторы - Димитрий Мироненко и Ирина Бубнова. По словам Димитрия, икона была написана за четыре месяца. Иконография образа соответствует стилю изографов-современников святого князя, то есть традициям Новгородской школы XIII века. Это древняя техника безсанкирного письма. Особенности техники такого письма состоят в том, что художник приступает к вохрению сразу же по тональному рисунку, используя преимущества белого левкаса. В иконографии Новгородской школы иконописи XIIIв. явно прослеживались византийские традиции, среди князей и бояр была даже мода на все византийское. Поэтому, возможно, многие иконы этого периода для новгородских церквей писали греческие мастера. Величина киота (69Х93).

Икона Божией Матери "Млекопитательница"
Фото:

Икона Божией Матери "Млекопитательница"

Автор

Икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» (Сербская) – дар Сербской Православной Церкви, рядом с иконой установлена древняя копия посоха преподобного Саввы Освященного.

Эта икона – список с иконы Божией Матери «Млекопитательница», которая хранится в сербском монастыре Хиландар на горе Афон. Список был сделан специально в дар Александро-Невской Лавре на 300-летие обители. Икона проделала большой путь, крестными ходами побывав по пути с Афона в Россию в Сербии, Черногории и Израиле. 22 июня 2013 года епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий торжественно передал икону Пресвятой Богородицы наместнику Лавры епископу Кронштадтскому Назарию. Ныне икона хранится в Феодоровской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.