Соборная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий собор)
Фото:

Соборная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий собор)

В 1716 году первый архитектор обители Доменико Трезини представил проект главного храма обители – собора в честь Святой Троицы. Но этот проект был отклонен, чертежей не сохранилось.

В 1722 году прусский архитектор Теодор Швертфегер представил второй проект собора, который был утвержден, в мае началось создание фундамента, и уже в июне состоялась торжественная закладка главного храма. К 1730 году он был построен «вчерне», затем на 10 лет строительство прекратилось, после чего в 1740 году комиссия обнаружила, что собор осел из-за непрочного фундамента, дал трещины в сводах и стенах и грозил обвалиться. В 1755 году неудавшееся здание собора было разобрано.

В 1776 году проект того собора, который мы видим в наши дни, был представлен русским архитектором И.Е. Старовым и утвержден императрицей Екатериной Великой. 30 августа 1778 года, в день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы провел церемонию закладки храма. Сооружение собора и его внешняя отделка были завершены к 1788 году, а роспись стен, сводов и купола была закончена к августу 1790 года.

30 августа 1790 года торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы в присутствии императрицы Екатерины Великой совершил митрополит Гавриил (Петров), после чего мощи святого князя Александра Невского были перенесены в главный храм обители. Императрица пожертвовала для собора драгоценные богослужебные предметы и ряд картин на церковные сюжеты, созданных крупными мастерами западноевропейского искусства и русскими художниками-академистами. В 1793 году на колокольне устроены часы с боем.

Весной 1922 года, во время изъятия советскими властями церковных ценностей, была вскрыта рака с мощами святого князя Александра Невского. В этот же день серебряная рака князя с большей частью декора и княжеской атрибутики была перевезена в Эрмитаж, где находится и в настоящее время. Мощи были изъяты в конце 1922 года.

Фотографии Свято-Троицкого собора до 1917 года.

20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд. В годы Великой Отечественной войны большая часть собора оказалась занята под военный склад, причем одно время в нем хранили и боеприпасы.

Летом 1956 года Правительство СССР приняло постановление о передаче Свято-Троицкого собора в пользование верующих. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в период с 1957 года по 1960 год на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора.

12 сентября 1957 года митрополит Елевферий (Воронцов) совершил освящение главного алтаря собора во имя Святой Троицы. На следующий день было совершено освящение бокового предела во честь Покрова Пресвятой Богородицы. Так, после 22-летнего перерыва, в соборе стали совершаться ежедневные богослужения.

4 декабря 1958 года в Троицкий собор из Князь-Владимирского собора была возвращена чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница Невская». Главная же святыня Лавры – мощи святого князя Александра Невского – была возвращена только 3 июня 1989 года. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими святыни.

Фотографии Свято-Троицкого собора 2013-2015 гг.

Перед главным собором монастыря находится "Коммунистическая площадка", в 2009 г. переименованная в Казачье кладбище. Участники обороны Петрограда, жертвы кронштадтского мятежа, старые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры - таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил.

Панорамный вид внутреннего убранства Свято-Троицкого собора

Крестильный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (крипта Свято-Троицкого собора)
Фото:

Крестильный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (крипта Свято-Троицкого собора)

Храм устроен в крипте Свято-Троицкого собора. Строительство храма велось с 2010 по 2012 годы. Храм украшен мрамором, мозаикой и фресками. Иконы и росписи выполнены иконописной мастерской Лавры. В центре храма установлена купель в виде креста украшенная мозаикой – дающая возможность проведения крещения с полным погружением. Первое богослужение в храме совершено 7 июля в праздник Рождества Иоанна Предтечи иеромонахом Антонием (Простихиным).

Богослужения: Литургия служится два раза в году: в Праздник Рождества Крестителя Господня Иоанна и в день Усекновения его Честной Главы(11 сентября).

Надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Фото:

Надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

В 1783 году архитектор И. Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И. Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади.

Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебгых промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной.

В 1904 году в церкви во имя Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года.

В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.

Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года.

В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Назарием была освящена часовня во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".

23 сентября 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил чин великого освящения надвратной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Александро-Невской Лавре. Священноархимандрит Лавры в сослужении наместника обители епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря возглавил первую Божественную Литургию в новоосвященном храме.

С понедельника по пятницу в 7:00 (начало исповеди 6:40) в храме совершается Божественная Литургия.

По средам и пятницам в 15:00 - молебен с акафистом у иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского (2 этаж Благовещенского храма)
Фото:

Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского (2 этаж Благовещенского храма)

Двухэтажная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного великого князя Александра Невского – первое по времени каменное сооружение архитектурного ансамбля Лавры, один из самых характерных сохранившихся памятников петербургской архитектуры начала XVIII века. Это первый каменный храм в новой столице, который был заложен в 1717 году. Проект церкви принадлежит архитекторам Доменико Трезини и Теодору Швертфегеру.

Верхний храм был освящен 12 сентября 1724 года в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В этот же день там была поставлена рака с мощами святого князя, перенесенными по воле императора Петра I из города Владимира в строящийся столичный монастырь. Мощи святого почивали в этом храме до постройки и освящения Свято-Троицкого собора в 1790 году.

В течение XIX века в церкви проводились реставрационные работы, после чего оба храма были вновь освящены.

В 1933 году Благовещенская церковь была изъята и передана музею-некрополю. Верхний Александро-Невский храм отошел сектору геодезических съемок института Гипрогор. Церковные помещения были использованы под склады с устройством межэтажных перекрытий, множества перегородок и печей. Здание церкви начало разрушаться.

В 1940 году, после учреждения Государственного музея городской скульптуры, Благовещенская церковь целиком перешла в его ведение, включая верхний храм, уже обезображенный прежними арендаторами.

После проведения ремонтных работ 15 мая 1950 года церковь открылась для посетителей музея.

В январе 2021 года, после долгих переговоров, верхний храм, освященный в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, был возвращен Александро-Невской Лавре. 7 апреля 2021 года, впервые после 88-летнего перерыва, в храме была совершена Божественная Литургия, которую возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца
Фото:

Храм в честь святителя Николая Чудотворца

В 1861 году в связи с нехваткой мест на кладбищах Лавры решено было отвести под захоронения место между Невой и оградой монастыря. Четкий регулярный план с разбивкой на разряды составил епархиальный архитектор Г. И. Карпов. С 1868 года кладбище именовалось Засоборным, а в 1877 году получило название Никольского по имени церкви Николая Чудотворца, построенной в 1868-1871 годах по проекту Г. И. Карпова на средства купца Н. И. Русанова.

Среди погребенных на Никольском кладбище - писатели и артисты, военные деятели, журналисты, ученые. В начале XX века здесь похоронили первых русских авиаторов: С. И. Уточкина, Л. М. Мациевича, В. М. Абрамовича. На кладбище сохранилось много захоронений, связанных с историей Петербургской епархии и Русской Православной Церкви в целом. Особым почитанием пользуется часовня-склеп, где в 1904 году был похоронен петербургский затворник блаженный Матвей Татомир. Северо-западный участок кладбища, так называемая Братская площадка, с конца XIX века служил для погребения насельников Лавры и Петербургских митрополитов. Согласно опии 1909 года, на этом участке находилось 74 могилы насельников Лары, большая часть из них была утрачена. Сейчас на Братской площадке находится около 180-ти захоронений, большинство из них появилось в послереволюционное время.

В 1932 году Никольскую церковь и кладбище закрыли. В середине 1930-х годов некоторые захоронения были перенесены в музейные некрополи, однако систематическое уничтожение памятников с целью добычи полированного камня привело к утрате сотен захоронений. В 1980-е года здание Никольской церкви было передано верующим, восстновлено и в 1985 году освящено. Мощи блаженного Матфея стараниями митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) были в середине 1980-х гг. перенесены в алтарь Никольской кладбищенской церкви.

Храм в честь святого благоверного князя Феодора Новгородского (2 этаж Феодоровского храма)
Фото:

Храм в честь святого благоверного князя Феодора Новгородского (2 этаж Феодоровского храма)

Возведение симметричного Духовскому юго-восточного Федоровского корпуса было начато Т. Швертфегером в 1725 году, а завершено в 1748 году П.-А. Трезини.

Замыкает юго-восточный угол монастырского каре двухэтажная Николо-Федоровская церковь, построенная по проекту архитектора П.-А. Трезини. К 1767 году отделка церкви была закончена, в 1770 году верхний храм был освящен во имя святого князя Феодора, брата святого Александра Невского, а нижний во имя святителя Иоанна Златоуста.

В 1791 году в первом ближнем к собору флигеле устроили большую Кавалерскую залу для собраний кавалеров ордена Александра Невского, в остальных помещениях Федоровского корпуса располагались в конце XVIII в. Санкт-Петербургская духовная консистория (до 1801 года), Главная семинария, больница. В начале XIX века два флигеля корпуса заняли студенты, преподаватели и Правление духовной академии, а также Русская школа.

В 1840-1842 гг. оба храма были переделаны и освящены: верхний - во имя Святителя Николая Чудотворца, нижний - во имя святого князя Феодора.С 1806 года до начала XX века в Федоровском храме производились захоронения.

В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, большинство надгробий погибло и в здании разместили рабочее общежитие.

Николо-Федоровская церковь служила усыпальницей членов грузинской царской фамилии и епископов.

В 1996 году Федоровская церковь и корпус были возвращены епархии. После проведения ремонта в части Федоровского корпуса поселились послушники обители, были открыты мастерская по художественной обработке металла, столярная и ювелирная мастерские. В настоящее время проходит капитальный ремонт храма и воссоздание его интерьеров и убранства.

В день памяти Благоверного князя Феодора Ярославича (брата святого Александра Невского), Новгородского, 18 июня 2017 года, наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братия обители совершил первый молебен после реставрации Благоверному князю Феодору Новгородскому в одноимённом храме по случаю престольного праздника.

2 января 2018 года, в день памяти святого праведного Иоанна, пресвитера Кронштадтского, Высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит обители, освятил храм в честь святого благоверного князя Феодора Новгородского. Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители Преосвященнейший Назарий, епископ Кронштадтский с братией в священном сане и клирики Санкт-Петербургской епархии.

C понедельника по пятницу в храме совершаются ежедневные уставные богослужения.

Домовый храм в честь преподобного Серафима Вырицкого (Феодоровский корпус)
Фото:

Домовый храм в честь преподобного Серафима Вырицкого (Феодоровский корпус)

На втором этаже Феодоровского корпуса Лавры, который примыкает к Троицкому собо¬ру слева, в начале XX века находилась келья святого Серафима Вырицкого, в миру - Василия Муравьева, известного петербургского предпринимателя.

13 сентября 1920 года Василий Николаевич Муравьев подал прошение в Духовный Собор Лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание - послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича Ольга. Весь свой капитал Муравьевы пожертвовали на нужды обителей.

26 октября наместник Лавры владыка Вениамин благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой.

29 октября 1920 года наместник Лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг по¬слушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского.

Перед тем как начать свое старческое служение, отец Варнава выразил желание облечься в Великую схиму. Точная дата принятия отцом Варнавой (Муравьевым) великого ангельского образа пока не установлена. Известно, что произошло это на рубеже 1926-1927 годов. При постриге в Великую схиму он был наречен именем Серафим в честь святого препо¬добного Серафима Саровского чудотворца.

Молва о благодатном старце отце Серафиме широко разнеслась по Северной столице и за ее пределами. К келье батюшки спешили люди, ищущие благословения, совета, молитвенной помощи и утешения в скорбях. Он стал воистину народным духовником.

Подвижник закончил свою жизнь в Вырице, а позже был канонизирован. Его келья была отреставрирована и преобразована в небольшую домовую церковь, торжественное открытие которой состоялось 28 декабря 2007 года.

Мы чтим святого, которого некоторые люди еще помнят живущим среди нас, несущим тяготы и скорби вместе с нами. Преподобный Серафим Вырицкий - это живая церковная история. Он наш современник и, можно сказать, родной. И к кому как не к нему прибегать нам с молитвой? Потому что он очень близок нам и дорог... Сегодня мне показалось как будто здесь всегда был храм. Я надеюсь, что этот храм станет еще одним местом молитвы где мы будем вспоминать о своих грехах и духовно радоваться, ощущая помощь и предстательство за нас великого угодника Божия.

(Из Слова архимандрита Назария в честь открытия Домовой церкви преподобного Серафима Вырицкого. 28.12.2007).

Современные фотографии. Внтутреннее убрансвто домового храма прп. Серафима Вырицкого

Домовый храм в честь святителей Софрония и Иннокентия Иркутских (Духовской корпус)
Фото:

Домовый храм в честь святителей Софрония и Иннокентия Иркутских (Духовской корпус)

Летом 2000 года, когда помещение домового храма на втором этаже братского корпуса Лавры было подготовлено для отделочных работ, наместник обители, архимандрит Назарий, предложил Дмитрию Мироненко, руководителю лаврской иконописно-реставрационной мастерской во имя преподобного Иоанна Дамаскина, высказать мнение относительно выбора цвета стен. Иконописец разработал проект росписи восточной стены, соответствующей евхаристическому назначению помещения и посвящённой святителям Иннокентию и Софронию Иркутским, насельниками монастыря в первый век его существования. Проект был благословлен, и работа началась.

Высокую алтарную стену предполагалось разделить по вертикали на два ряда, в верхнем расположить тронный образ Божией Матери с младенцем Христом на коленях, с двумя ангелами по обеим сторонам и двумя святителями иркутскими, в нижнем ряду ‒ поместить символическое изображение «Поклонение Агнцу», или «Служба Святителей». В центре ряда, на драпированном престоле ‒ дискос с Агнцем Божьим ‒ Христом. Два ангела веют рипидами по обе стороны «Святой Трапезы», как и в верхнем ряду. У престола предстоят четыре святителя: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Двоеслов и Иаков, брат Господень. Авторы четырёх чинов Божественной литургии изображаются сослужащими друг другу за вечной Евхаристией перед престолом, на котором Христос предает Себя в искупительную жертву за грехи всего мира.

В течение двух лет ответственную работ вместе с руководителем мастерской Дмитрием Мироненко, иконописцем Андреем Пономарёвым и стажером Мариной Бубновой выполняли две новые сотрудницы ‒ Лилия Комиссарова (первая выпускница нового отделения церковно-исторической живописи Института им. И. Е. Репина) и Анна Карагина (первая выпускница иконописной школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии). Для этого проекта лаврские мастера разработали рецептуру цельнояичной темперы, аналогичную использовавшейся в древней стенописи.

После окончания росписи восточной стены, которая теперь выделялась из интерьера, отец Назарий пожелал видеть расписанным свод. Вновь закипела работа, и вскоре иконописцы предложили эскиз: в центре на голубом звездном «Небе» сияет образ четырёхконечного украшенного креста, по углам расположены символические изображения четырёх евангелистов (ангел, лев, телец и орел). Эскиз был утверждён, и примерно через год роспись свода была завершена.

Вновь радостные изографы пригласили своего главного цензора, и им была поставлена новая задача ‒ расписать дугообразные тимпаны южной и северной стен. Художественное решение ‒ поместить в них обрамлённую писаным камнем аркатуру ‒ появилось не сразу, а сама работа выполнялась в течение полугода новым сотрудником мастерской Игорем Белоцерковским.

При новом просмотре наместник предложил иконописцам выработать проект завершения росписи всего помещения, причем на северной и южной стенах поместить образы святителей, связанных с обителью, и образы особо чтимых в Русской Церкви преподобных ‒ ведь храм предназначен для братской молитвы.

На новом этапе работ северная и южная стены были разделены на два ряда, как восточная: в верхнем ‒ поясные образы святителей: священномучеников Владимира Киевского, Серафима и Вениамина Петроградских, святителей Николая Японского, Игнатия Кавказского, Феофана Затворника. В нижнем ряду ‒ образы десяти преподобных, согласно родству их подвигов стоящих парами друг напротив друга.

В восточной части нижнего ряда изображены первоначальники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Печерские, за ними ‒ основатели обителей Святой Троицы преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский, в центре ряда ‒ два князя-схимника, Александр Невский и его младший сын Даниил Московский, далее два пламенных молитвенника ‒ преподобные Серафим Саровский и Серафим Вырицкий, а в западной части ‒ образы вселенских преподобных, песнописца Иоанна Дамаскина и аскета, игумена Синайского, Иоанна Лествичника.

Эти два святых фланкируют основание четвертой, западной стены храма, отведенной назидательному изображению «Лествицы», показывающему, в соответствии с аскетико-богословским трудом преподобного игумена, сложности и искушения на пути монаха, восходящего на небо к Христу Спасителю. Сам преподобный изображен тут же, и фрагмент его текста читается на развернутой хартии.

Работа над росписью домового храма святителей Иннокентия и Софрония Иркутских продолжалась почти десять лет, значительная её часть была выполнена стажёрами мастерской, для каждого из них этот труд стал первым опытом стенописи и реальной школой мастерства. После завершения работы и демонтажа лесов иконописцы с удовлетворением увидели плод рук своих, а насельники корпуса наконец обрели место общей молитвы.

При завершении открылся ещё один ‒ незапланированный ‒ результат этой долгой работы. Роспись храма была завершена в год 300-летия святой обители. К юбилею были возобновлены почти все помещения и фасады, но далеко не все ранее действовавшие алтари. Создание нового храма явило духовную энергию Русской Православной Церкви, творческое развитие её художественной культуры и появление современных произведений церковного искусства, обращенных молитвой ‒ к Богу и «проповедью в красках» ‒ к человеку.

9 декабря 2016 года, в день памяти святителя Иннокентия епископа Иркутского в храме была совершена первая Божественная Литургия.