В 1997 году по благословению Наместника Лавры Епископа Выборгского Назария при участии известного специалиста в области церковного искусства А. К. Крылова профессора Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина была основана иконописно–реставрационная мастерская. С момента основания работами в мастерской руководит иконописец, реставратор Мироненко Дмитрий Геннадьевич.
Первый молебен состоялся в день памяти св. Иоанна Дамаскина прямо в галерее Просфорного корпуса, так как мастерской как таковой еще не было. Так будущая мастерская обрела своего духовного небесного святого покровителя, который на земном поприще был пламенным проповедником и ревнителем Православия, много потрудившимся для защиты и обоснования иконопочитания.
Первоначально, доминирующим направлением работы Лаврской мастерской, являлось собственно написание икон. Стилистическим приоритетом в работе иконописцев избран «золотой век» русской и византийской иконописи XIV– XVI веков. Лаврские мастера разработали ряд новых иконографических решений. Среди них занимает особое место кропотливая работа над созданием образа св. благоверного великого князя Александра Невского молитвенно предстоящего Троице Ветхозаветной на фоне Лавры. Автором иконографической программы этого образа стал Наместник монастыря архимандрит Назарий.
За 13 лет иконописцы мастерской выполнили множество икон находящихся в разных епархиях Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.