Среда, 24 Июль

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



Мастера семейных реликвий

Ювелиры Александро-Невской Лавры возрождают старинное ремесло.

Издавна на Руси при монастырях создавались собственные ювелирные мастерские. Их творения – оклады Евангелий, образа из финифти, чаши для причастия – ныне хранятся в национальных музейных сокровищницах. Но церковное искусство носит и прикладное значение, его продукция нужна каждому верующему, в каждой церкви. Такая мастерская в обновленной Александро-Невской Лавре работает уже два десятилетия. И выпускает она – от маленьких образков и крестиков до больших окладов к иконам. Понятно, что посторонних сюда не пускают. Но для журналистов «Вечёрки» сделали исключение.

Расположена мастерская в полуподвальных помещениях, рядом с Феодоровской церковью. Место непростое. Сама церковь до сих пор еще полностью не восстановлена после времен разграбления, она славится дивными росписями и историческими захоронениями, в том числе захоронениями грузинских царевен и царевичей. Захоронения были также и в нынешних помещениях ювелирной мастерской. Но после революции новая власть поступила просто: захоронения уничтожили (предположительно, останки были выкинуты рядом, в Неву), а бывшее место их упокоения стали занимать различные организации. Собственно, по тем временам это было трагической, но нормой.

…Несколько ступенек вниз – и перед нами небольшие цеха, в которых и воссоздано древнее ремесло. Сразу уточним: основные материалы для изделий здесь латунь, медь и дерево. Серебра, а тем более золота – мало. Да и оно не столь нужно. Ведь главное в церковных изделиях не материальная стоимость, а духовное начало.

Руководитель мастерской Дмитрий Былинкин-Богатырев показывает нам золотой на первый взгляд массивный крест, который надевается поверх священнического облачения. Но это вовсе не золото и даже не покрытие сусальным золотом. Это обычное золотое напыление методом гальваники, драгоценного металла там ничтожно мало.

Зато поистине золотые руки у мастеров.

Мы никогда не давали объявлений, что нам требуются сотрудники. Так сложилось – люди приходят сами и именно те, кто нам нужен. Причем мастера подбирались разных ювелирных школ – и каждый вносил что-то свое. Мы тут хорошо понимаем, что талант дается каждому для возможности делиться им. Может быть, в будущем наш стиль изготовления назовут лаврским, – говорит руководитель мастерской.

Техники используются разные: и филигрань, и литье, и покрытие горячей и холодной эмалями. Но начинается процесс всегда одинаково: с благословения наместника обители детально прорабатывают будущее изделие на бумаге. Затем, если, к примеру, речь о литье, мастер переносит получившийся рисунок на гипс и превращает его в объемный.

Следующий этап – заливка изображения воском. Что касается маленьких изделий, то получившиеся восковки напаиваются на один стержень. И получается «елочка», на которой вместо ветвей, например, образки из воска.

Мастер Людмила Бредихина показывает нам, как полученную «елочку» вставляют в опоку – большую металлическую гильзу с круглыми отверстиями. Опоку заливают гипсом и отправляют в печь на обжиг. Воск, понятно, расплавляется и вытекает. То есть внутри опоки остаются фигурные пустоты. Вот их-то на следующем этапе заливают расплавленным металлом. В итоге получается рельефное объемное изображение.

Если же изделие довольно крупное – например, статуэтка – а очень популярны статуэтки с изображением Богоматери, святых, особенно святого князя Александра Невского, – то одна такая статуэтка займет всю опоку. Далее – изделие поступает на участок, где его обработают. А потом при необходимости посеребрят или позолотят, покроют эмалью.

Понятна популярность у верующих образков, панагий, крестов и статуэток из металла – они очень долговечны. То есть их можно передавать по наследству и они станут поистине семейными реликвиями.

Поражают воображение станки, которые используются в цехах. Многие – классического советского образца, которые использовались в металлостроении. Например, пресс, на котором из металлических пластин получают выпуклое изображение. Мастерская располагает и более новым оборудованием, но к старому и надежно работающему здесь относятся с уважением.

А сейчас мастера работают над самым масштабным творением – это оклад для списка самой известной иконы Александро-Невской Лавры – «Невской Скоропослушницы». Этот красивейший образ Богоматери в высоту достигает роста человека. Ювелиры показали нам чудесный, затейливой резьбы нимб, который украсит голову девы Марии. Пробные модели изготавливают из меди. А вот на выходе модель отольют уже из серебра, а потом позолотят. Понятно, что такого размера икона – храмовая, а значит поклониться ей придут тысячи верующих. И это будет поистине святой образ, который останется на века.

Газета «Вечерний Санкт-Петербург»