Пятница, 26 Апрель

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



В сиянии мастерства

Традиция исторического шитья сохранилась в уникальной мастерской Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

В швейную мастерскую Александро-Невской Лавры посторонних не пускают. Для журналистов «Вечёрки» сделали исключение, и мы смогли увидеть, как изготавливаются облачения для православных священников. Те самые, расшитые блестящими нитями, которые переливаются в сиянии свечей во время богослужения. Это результат кропотливой, во многом ручной работы мастеров. Некоторые облачения могут изготавливаться по году и более. Недаром шитье православных облачений считается частью уникальной истории русского костюма.

– Это вещи высочайшего качества, правда. Такое облачение может прослужить в храме и семьдесят, и восемьдесят лет. Уникальные вещи с ручной вышивкой вполне могут занять достойное место в музеях, – подчеркнул Андрей Коваленко, руководитель швейной мастерской.

Мастерская расположена под мощными старинными сводами Феодоровского корпуса и сама по себе поражает воображение. Но когда в 2005 году Андрей Коваленко только пришел осматривать помещение для будущей работы, здесь царил полный разгром. Выехавшая оттуда организация оставила облезлые стены, серый потолок с унылыми лампами. Теперь же сюда можно водить экскурсии, настолько тут красиво. А о дореволюционных временах напоминают пара старинных швейных машин да чугунные утюги, которые чудом сохранились в Лавре.

– К нам порой попадают вещи из прошлого. Однажды пришел горожанин и принес… пономарский стихарь, изготовленный в XIX веке, в удивительно хорошем состоянии. Он приобрел его по случаю в комиссионном магазине. Причем одеяние было фиолетового цвета. Это достаточно редкий цвет и говорит, что его бывший обладатель – состоятельный человек, имел комплект всех цветов стихарей. Скорее всего, обладатель был прихожанином и чтецом одного из приходов православных церквей Петербурга. На подкладке обнаружилась печать мастерской купцов Оловянишниковых, которые до революции специализировались на изготовлении церковной одежды. Мы передали облачение в лаврский музей.

А Большой драматический театр подарил настоящее церковное облачение конца XVIII века, списанное по износу в Лавре еще в 1898 году. Видимо, после тотального разграбления Лавры в двадцатые годы одежда попала в театр. Костюмеры, без сомнения, понимали историческую и художественную ценность церковной одежды. Спасибо им, они сохранили его даже во время войны – отправили вместе с другим реквизитом в Вятку, куда в эвакуацию уехал коллектив театра. А из Вятки – снова было привезено в Ленинград, – поясняет Коваленко.

Сам руководитель мастерской по специальности – инженер швейного производства, потом окончил Академию художеств в Антверпене – по дизайну одежды. Но Андрея тянуло в Россию. Приехал и некоторое время не мог найти подходящей работы. Духовник и направил его в Лавру, где собирались открыть швейную мастерскую.

За годы работы мастерской здесь изготовлено более тысячи облачений, причем не только для Лавры. Так, один из последних заказов – для епископа Русской Православной Церкви – был отправлен в Австралию.

Мастерская работает с парчой, искусственным шелком, вискозой, но, разумеется, обычные ткани не подходят. Поэтому здесь разрабатываются рисунки, по которым ткань изготовят на фабрике. Есть даже «фирменный рисунок» мастерской – с изображением ангела.

Облачениям для разных православных праздников положен разный цвет. Основной – золотой, белый – на Крещение, черный – на Великий пост, фиолетовый – на воскресные дни Великого поста, красный – на Пасху, зеленый – на Троицу, голубой – на богородичные праздники, бордовый – на праздники великомучеников. Так положено, и количество комплектов у священника зависит от того, насколько богат приход, другими словами, как много в нем прихожан. В недавно открытых дальних приходах и двумя облачениями обходятся.

Но больше всего нас поразили на облачениях лики святых, выполненные мастерицей в технике лицевого шитья, каждый стежок которого не должен быть больше миллиметра. Лики выглядели как живые!

В мастерской сейчас изготавливают епитрахиль (часть облачения – длинная широкая лента, огибающая шею и спускающаяся двумя концами на грудь) по образцу той, которую носил Иоанн Кронштадтский, – с ликами евангелистов. И шьют большую пасхальную плащаницу для Троицкого собора Лавры.

А хранятся облачения для богослужения в огромной ризнице Троицкого собора. Здесь подбирается облачение для конкретной службы. Кроме церковной одежды в мастерской работают над воссозданием исторических копий военных знамен – для музеев военной истории.