Вторник, 19 Январь

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



XXIV Международные Рождественские образовательные чтения глазами насельника Александро-Невской Лавры

По благословению наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, иеромонах Димитрий (Самойлов) принял участие в монашеской секции по теме «Древние монашеские традиции в условиях современности», которая прошла с 26 по 27 января 2016 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы.

В этом году, особый интерес вызвали темы, имеющие актуальность в своей не только теоретической, но и практической плоскости, такие как: духовное окормление женских монастырей, практика исповедания помыслов монашествующими, использование всемирной сети интернет и мобильных средств связи, а также весьма животрепещущие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением и имуществом монахов. Были заслужены доклады, высказаны различные мнения, опирающиеся на разнообразные традиции и уставы. Как лишь в многообразии и богатстве красок достигается подлинная гармония и полноценная палитра, так и в решении отнюдь не простых вопросов сложно применить в равной степени те или иные сформировавшиеся практики.

На Святой Горе Афон игумену некоторых монастырей дозволительно присутствовать на исповеди монаха или послушника, в нашей установившейся традиции исповеди на первый план выступает неразглашение грехов кающегося и доверительный разговор во время совершения исповеди является сугубо сокровенным делом духовника и кающегося монаха.
Так на Святой Горе Афон каждый послушник, приходящий в монастырь в знак истинности своего намерения оставить мир добровольно сдаёт свой мобильный телефон, тем самым освобождая себя от влияния из вне. При этом он вправе воспользоваться стационарным телефоном и при крайней необходимости по благословению игумена имеет возможность выйти в интернет - пространство.

В наших монастырях, особенно городских, как известно не требуется на обязательной основе расставаться с мобильными телефонами и средствами выхода в интернет, поскольку их наличие и нывык владения ими порой бывает необходимым условием несения ряда послушаний, связанных с административными, делопроизводственными, юридическими и финансово - экономическими вопросами. Хотя и в России встречаются некоторые обители, где использование мобильных телефонов дозволительно только начальствующей братии.

В целом вопрос использования или не использования интернета является сугубо личным делом монаха. Вопрос в другом - способен ли он противостоять тем соблазнам, которые наполняют всемирную сеть, поскольку само понятие сеть звучит несколько удручающе для человека свободно добровольно избравшего путь единения с Богом, борющегося со страстями и искушениями. Сеть может восприниматься им не как что - то объединяющее, скорее повергающее его в плен духа и нити этой сети подобно путам могут сковывать его молитвенные порывы, направленные на достижение духовного совершенства и спасение свой души.

На завершающем круглом столе рассматривался ряд вопросов, связанных с пенсиями и имуществом монахов, которые также нашли живой отклик в умах всех присутствующих.
Мы знаем из истории Церкви о многообразии монастырских уставов, по которым имуществом монаха в лучшем случае являлась его походная сума. Мы помним, как многие подвижники перед пострижением в монашество раздавали своё имущество или приносили в обитель всё что имели на усмотрение аввы.

Как в современных условиях поступать человеку, решившему оставить мир и поступить в число насельников монастыря, как решить ему имущественные вопросы, которые возможно отягощают его христианскую совесть, есть ли для него острая необходимость в содержании недвижимого имущества, оставшегося в миру? Как поступать с пенсиями, особенно если речь идёт о пенсиях по инвалидности или за участие в боевых действиях, устранении техногенных катастроф и т.д. Однозначного ответа на эти вопросы нет. Но самое главное, чтобы не имущество обладало монахом, а он, как временный управляющий свободно и бесстрастно мог распоряжаться им.