Четверг, 02 Декабрь

Подписывайтесь на страницы Александро-Невской Лавры в социальных сетях ВКонтакте, Instagram



Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил

Братья Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в неделю 22-ю по Пятидесятнице торжественно прославили Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

На всенощном бдении на вечерни читались паремии - отрывки из книг Ветхого Завета, в которых упоминается явление и участие ангелов в осуществлении промысла Божия. Первая паремия - книга Иисуса Навина (5:13-15): «Он же рече́ ему́: аз, Архистрати́г си́лы Госпо́дни…». Вторая - книга Судей (6:2,7, 11-24): «И яви́ся ему́ А́нгел Госпо́день и рече́ к нему́: Госпо́дь с тобо́ю, си́льный кре́постию...». Третья паремия, книга пророка Исаии (14:7-20), о плачевной участи вавилонского царя в аду, как прообраз падения гордого Денницы: «Сни́де во ад сла́ва твоя́ и мно́гое твое́ весе́лие... Ка́ко спаде́ с небесе́ денни́ца, зау́тра возсиява́ющая, сокру́шися на зе́млю, посыла́я ко всем язы́ком. Ты бо рекл еси́ в помышле́нии твое́м: на не́бо взы́ду, верху́ звезд небе́сных поста́влю престо́л мой и ся́ду на горе́ высо́цей, на гора́х высо́ких, су́щих к се́веру. И взы́ду вы́шше облако́в, и бу́ду подо́бен Вы́шнему. Ны́не же во ад сни́деши, во основа́ния земли́… ты же отве́ржен бу́деши в гора́х, я́ко мертве́ц,/ возгнуше́н со мно́гими мертвецы́,/ избоде́ными мече́м, низходя́щими во ад…»

Почитание святых Ангелов в Церкви Божией не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов (Исх. 37:7–9). В образе Ангелов многократно являлся Сам Бог. В Святой Апостольской Церкви непрерывно совершается призывание святых Ангелов и воздается им благоговейное почитание.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе в IVвеке. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина, всего девять чинов ангельских. Чины ангельские упоминает апостол Павел (Кол.1:16; Еф.1:21, 3:10; Рим.8:38) и древний авторитетный памятник церковной письменности «Ариопагитики» (Корпус Ареопагитикум).

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто, как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Деян. 8:26; Лк. 1:26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3:17, 12:15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3Езд. 5:20); Салафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд. 5:16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил – возвышение к Богу (3Езд. 4:36).